Рада отказалась внести изменения в Конституцию относительно усиления гарантий независимости судей

Народные депутаты не поддержали законопроект № 2522а "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей".

Народные депутаты не поддержали в целом законопроект № 2522а "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей". За соответствующее решение проголосовали 111 нардепов, против 147. 

Данный законопроект предлагает усовершенствовать положения Конституции Украины и усилить существующие гарантии независимости судей.

В частности предлагается изменить существующую процедуру назначения и увольнения судей, уменьшить роль политических органов в этом процессе и позволит передать полномочия по решению вопросов, связанных с деятельностью судей к ведению органов, большую часть состава которых будут составлять судьи.

Законопроект предлагает внести в Конституцию Украины следующие изменения:

1) предусмотреть в части третьей статьи 55 право каждого лица на справедливое и гласное рассмотрение дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, созданным законом.

2) изменениями в статьи 85, 125 предполагается закрепить, что определение сети судов, их образование, реорганизация и ликвидация осуществляется путем принятия закона.

3) изменениями к статьям 106, 126, 128 предлагается усовершенствовать порядок назначения и увольнения судьи. Предполагается, что судья суда общей юрисдикции назначается на должность бессрочно Президентом Украины. При этом закрепляется, что решение Главы государства о назначении судей или освобождении их от должности будут приниматься исключительно на основании и согласно представлению Высшего совета юстиции.

4) изменениями в статью 122 исключается положение о сроке полномочий Генерального прокурора Украины.

5) изменениями к статье 125 предлагается наделить Верховный суд Украины полномочиями относительно обеспечения одинакового применения норм законодательства Украины всеми судами общей юрисдикции.

6) изменениями в части третьей статьи 126 предусматривается закрепить, что предоставление согласия на задержание или арест судьи будет осуществляться Высшим советом юстиции по представлению Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

7) изменениями частей пятой-седьмой статьи 126 осуществляется разграничение оснований для освобождения судьи от оснований для прекращения полномочий судьи, вводятся дополнительные основания для увольнения, а также изменяется порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины в связи с окончанием срока, на который он был назначен. Предельный срок пребывания на должности судьи предлагается повысить до 70 лет.

8) изменениями в статьи 127 предлагается повысить требования к лицам, которые могут претендовать на занятие должности судьи, а также устанавливается, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

9) изменениями в части второй статьи 128 предполагается урегулировать порядок перевода судей, закрепить, что перевод судьи возможен только по его согласию, а перевод в суд высшей инстанции осуществляется только на конкурсной основе.

10) изменениями к статье 129 перечень принципов судопроизводства дополняется принципом автоматизированного распределения дел между судьями.

11) изменениями к статье 131 предлагается изменить полномочия и состав Высшего совета юстиции, закрепив, что 12 из 20 членов составят судьи, назначенные съездом судей Украины. Съезд адвокатов Украины и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений будет назначать по два члена Высшего совета юстиции. По должности в состав Высшего совета юстиции будут входить председатель Конституционного суда Украины, председатель Верховного суда Украины, председатель Совета судей Украины и генеральный прокурор Украины. При этом предполагается, что генеральный прокурор Украины не принимает участия в голосовании при принятии Высшим советом юстиции решений относительно судей. Кроме того, изменениями в статью 131 предлагается закрепить требование в состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины, где большинство должны составлять судьи, избранные съездом судей Украины. 

Законопроект также предусматривает вступление закона в силу через 90 дней со дня его опубликования, кроме положений относительно полномочий Высшего совета юстиции давать согласие на задержание или арест судьи для которых устанавливается специальный порядок вступления в силу.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь