ua en ru

Парламент одобрил судебную реформу

Парламент одобрил судебную реформу Фото: Андрей Парубий (УНИАН)

К проекту закона было подано более 4 тысяч поправок

Верховная Рада Украины поддержала во втором чтении законопроект №6232 "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты", передает корреспондент РБК-Украина.

За документ проголосовали 234 депутата парламента.

"Предварительный анализ текста законопроекта показывает, что отдельные его положения не учитывают конституционных предписаний, не согласуются с другими законодательными актами, содержащие внутренние несогласованности, не учитывают европейских стандартов четкости, ясности, понятности, краткости, последовательности, эффективности, результативности и пропорциональности закона", - говорится в заключении Главного юридического управления парламента.

В ходе рассмотрения проекта закона ряд парламентариев высказал предостережение, что новый закон затрудняет доступ граждан к судопроизводству и гласность судебных заседаний.

В частности, сначала предлагалось установить, что в случае если суд придет к выводу, что фото-, кино-, теле- или видеосъемка, а также трансляции хода судебного заседания по радио и телевидению, в сети Интернет мешают ходу судебного процесса, суд может запретить или ограничить их проведение, о чем выносит мотивированное постановление. Перед голосованием профильный комитет изъял норму.

Вместе с тем, согласно проекту, во время проведения урегулирования спора с участием судьи протокол совещания не ведется и не производится фиксация техническими средствами и запрещается использовать портативные, аудиотехнические устройства, а также осуществлять фото- и киносъемку, видео-, звукозапись, хотя ранее фиксация проводилась.

Также, согласно закону, к участию в деле может привлекаться эксперт по вопросам права. Согласно проекту в качестве эксперта по вопросам права может привлекаться лицо, имеющее ученую степень и являющееся признанным специалистом в области права. Вместе с тем проектом не определено, что следует понимать под формулировкой "признанный специалист в области права" - кем и в каком порядке он должен быть признан.

Кроме того, проектом предусмотрено, что в случае невнесения в установленный судом срок средств для обеспечения судебных расходов или неуплаты в установленный судом срок соответствующих сумм авансом суд вправе отклонить ходатайство о вызове свидетеля, назначении экспертизы, привлечении специалиста, переводчика, обеспечении, истребовании или обзоре доказательств и принять решение на основе других представленных участниками дела доказательств или отменить ранее принятое решение о вызове свидетеля, назначении экспертизы, привлечении специалиста, переводчика, обеспечении, истребовании доказательств или обзоре доказательств по месту их нахождения.

При этом в случае невнесения в установленный судом срок средств для обеспечения расходов на профессиональную юридическую помощь суд по ходатайству ответчика вправе оставить иск без рассмотрения.

Также стоит отметить, что проектом предусмотрен порядок вызова ответчика и других лиц, место жительства, пребывания, местонахождение или место работы которых неизвестно, через объявления на официальном сайте судебной власти Украины. В Главном юридическом управления подчеркивают, что такая норма является дискуссионной, поскольку значительное количество граждан Украины не имеют возможность подключения к Интернету и доступа к указанному электронного ресурса. Кроме того, пользователями официального веб-портала судебной власти Украины достаточно узкий круг лиц, а потому вряд ли сообщение на нем можно считать официальным вызовом в суд.

Сейчас вышеуказанных лиц в суд вызывают через средства массовой информации по последнему известному месту жительства (пребывания) на территории Украины.

Изменения в кодексы

Таким образом, нардепы поддержали новые редакции Хозяйственного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса и Кодекса административного судопроизводства.

В частности, урегулирован вопрос деятельности нового Верховного Суда и Высшего суда по интеллектуальной собственности. Также установлены определенные ограничения для подачи гражданами кассационных жалоб в новый Верховный Суд.

Введены новые понятия для усовершенствования судебной системы как "образцовое дело" и "типичное дело", а также институт приказного производства и досудебного урегулирования спора.

Также вводятся штрафы за злоупотребление процессуальными правами и обязанностями сторон в суде.

Создание электронного судопроизводства

Документом предусматривается создание единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (электронного судопроизводства). Так, в судах будет функционировать единая судебная информационно-телекоммуникационная система, которая фактически является воплощением принципа "электронного судопроизводства".

Исковые и иные заявления, жалобы и другие процессуальные документы, которые подаются в суд и могут быть предметом судебного разбирательства, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в информационно-телекоммуникационной системе.

Данная система также определяет судью или коллегию судей для рассмотрения конкретного дела.

Несанкционированное вмешательство в работу единой судебной информационно-телекоммуникационной системы влечет за собой уголовную ответственность.

Высший суд по интеллектуальной собственности

Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности рассматривает дела о правах на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, коммерческое наименование. Также этот суд рассматривает дела по спорам о регистрации, учете прав интеллектуальной собственности, признании недействительными, продлении действия, досрочном прекращении патентов.

Кроме того, Высший суд будет рассматривать жалобы на решения Антимонопольного комитета по указанным вопросам.

Новый Верховный суд

Документом предусматривается, что Верховный суд является единственным судом, который пересматривает в кассационном порядке судебные решения, принятые судами первой и апелляционной инстанций.

Таким образом, суды низших инстанций обязаны при выборе и применении нормы права к спорным правоотношениям учитывать заключения по применению соответствующих норм права, изложенные в постановлениях Верховного суда.

Отметим, что Верховному суду как суду первой инстанции подсудны дела по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума, дела по иску о досрочном прекращении полномочий депутата парламента, а также дела по обжалованию актов, действий или бездеятельности ВР, президента, Высшего совета правосудия , Высшей квалификационной комиссии судей.

Напомним, большинство голосований в Верховной Раде Украины в сентябре касались судебной реформы.