ua en ru

Оппозиция предлагает контролировать трансфертное ценообразование только внешнеэкономических операций с признанными оффшорами

Представители оппозиционных сил выступают за то, чтобы госконтроль за трансфертным ценообразованием (операции, при которых товары продаются по нерыночным, в основном заниженным ценам) распространялся только на внешнеэкономические операции, причем - только с официально признанными оффшорами. Об этом говорится в законопроекте "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования", который оказался в распоряжении РБК-Украина. Авторы документа (пока что он не зарегистрирован в Верховной Раде) - Сергей Терехин ("Батькивщина"), Людмила Денисова ("Батькивщина"), Михаил Блавацкий ("Свобода"), Максим Бурбак ("Батькивщина"), Игорь Кривецкий ("Свобода").

"Контролируемыми операциям для целей трансфертного ценообразования являются операции импорта (экспорта) товаров (работ, услуг) между связанными лицами и/или плательщиком налогов и лицом, имеющим оффшорный статус", - говорится в законопроекте.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что ограничение контроля исключительно оффшорными юрисдикциями значительно ограничит положительный эффект от законопроекта и оставит для ФПГ достаточно механизмов для неконтролируемого вывода капиталов без соответствующих отчислений в бюджет.

В частности необходимость распространить госконтроль и на операции внутри страны эксперты мотивируют тем, что финансово-промышленные группы оптимізовують уплату налогов через операции со связанными убыточными предприятиями или теми, которые пользуются налоговыми льготами.

Как обращал внимание глава налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации, руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко, Организация экономического сотрудничества и развития (объединяет 34 наиболее экономически развитые страны мира) рекомендует правительствам использовать законодательство о трансфертном ценообразовании для контроля не только внешнеэкономической деятельности предприятий, но и операций налогоплательщиков внутри страны.

При этом старший аналитик МЮГ Integrites Евгений Тимошенко высказывал мнение, что Украине следует распространить трансфертное законодательство не только на операции с официальными оффшорами, но и низконалоговыми юрисдикциями. Как отмечают эксперты, если ограничить госконтроль за внешнеэкономическими операциями только с официально признанными оффшорами, это автоматически означает выпадение из мониторинга операций с рядом низконалоговых юрисдикций, через которые отечественные финансово-промышленные группы оптимизируют уплату налогов.