ua en ru

Модель технического регулирования, введенная в ЕС, является наиболее эффективной для международного сотрудничества, - специалисты.

Фундаментом создания и функционирования единого мирового рынка является свободное перемещение товаров. Наличие в международной торговле технических барьеров создает препятствия как для выхода украинской продукции на европейские и международные рынки, так и для доступа отечественных потребителей к качественным зарубежным продуктам. Механизмы ликвидации технических барьеров в торговле базируются на взаимном признании результатов оценки соответствия, что может быть обеспечено только в результате технической гармонизации.
Такая гармонизация достигается наличием в стране современной системы технического регулирования, соответствующей общепризнанным международным нормам и правилам, прежде всего, ВТО и международных организаций по стандартизации - ISO, IEC, ITU. Основными составляющими системы технического регулирования является стандартизация, оценка соответствия (сертификация товаров, работ, услуг), метрология, аккредитация органов по оценке соответствия и испытательных и калибровочных лабораторий.
Устанавливая правила и порядок применения элементов регулирования в их взаимосвязи, законодатель формирует соответствующую модель технического регулирования. Об этом в статье для РБК-Украина рассказали первый заместитель директора института испытаний и сертификации (УкрТЕСТ) Леонид Воробей и ведущий инженер «Укрметртестстандарта» Неля Московская.

Система технического регулирования, принятая в странах ЕС
В Евросоюзе создана система технического регулирования, которая на сегодня в мире рассматривается как наиболее эффективная модель для международного сотрудничества, поскольку изначально создавалась для формирования единого экономического пространства. Этот факт отмечен в отчете Европейской экономической комиссии ООН за 2003 г.
Эффективность европейского подхода в сфере технического регулирования подтверждается наличием соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия с такими странами, как Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Израиль. В странах ЕС свободное перемещение товаров базируется на основе «Нового подхода» к технической гармонизации и стандартизации (принят Советом Европы 7 мая 1985 г.) и «Глобального подхода» в сфере оценки соответствия (принят Советом Европы 21 декабря 1989 г. Такие подходы реализуются через соответствующие инструменты - директивы ЕС, которые также утверждаются Советом Европы.
Основные принципы «Нового подхода» сводятся к следующему:
- в директивах на продукцию задают обязательные для выполнения общие (существенные) требования безопасности;
- задачи установления конкретных характеристик возлагаются на европейские стандарты, которые являются добровольными для применения;
- продукция, изготовленная согласно требованиям гармонизированных с директивой ЕС европейских стандартов, рассматривается как соответствующая существенным требованиям директивы (принцип презумпции соответствия);
- продукция может быть размещена на рынке ЕС только после процедуры оценки соответствия;
- надзор за рынком обеспечивают государственные органы.
«Глобальный подход» предусматривает применение модулей для различных стадий процедур оценки соответствия, установление единых критериев их использования и назначения специальных органов, выполняющих эти процедуры. Модульный подход позволяет формировать множество сочетаний модулей и, таким образом, увеличить количество схем подтверждения соответствия, из которых можно выбрать схему, адекватную уровню возможного риска причинения вреда конкретной продукцией.

Что касается малого бизнеса, то в ЕС в настоящее время разрабатываются методические документы по отбору и внедрению модулей оценки соответствия продукции мелкосерийного и несерийного производства с учетом специфики предприятий малого и среднего бизнеса.
По сути, перечисленные основные принципы и определяют модель технического регулирования в странах ЕС. Исключительно важно, что эти принципы представляют собой целостную систему. Иными словами, исключение из этого набора хоть одного принципа нарушает системность подхода. В целом, применение такой модели технического регулирования создает благоприятные условия для свободного обращения безопасных товаров и существенно ограничивает административное вмешательство в размещении изделий на рынке и хозяйственную деятельность производителей.

Формирование системы технического регулирования в Украине
Со вступлением в 2008 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), Украина приняла правила игры, которые действуют на мировом рынке и с целью преодоления технических барьеров в торговле со странами-членами ВТО, взяла на себя обязательство к 2012 г . реформировать национальную систему технического регулирования. Известно, что Украина приводит национальную систему технического регулирования к признанной в мире, европейской модели, т.е. к нормам и правилам, принятым в странах-членах ЕС.
С принятием Верховной Радой законов «О стандартизации», «О подтверждении соответствия», «О метрологии и метрологической деятельности», «Об аккредитации органов по оценке соответствия», «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия», национальная система технического регулирования начала адаптироваться к международным, в первую очередь, европейским требованиям. Основное внимание сконцентрировано на внедрении европейских директив «Нового подхода», гармонизации национальных стандартов с международными и европейскими. Установлено, что европейские директивы внедряются в Украине в качестве технических регламентов.
Технический регламент, как нормативно-правовой акт, принятый органом государственной власти, устанавливает обязательные требования по устранению угрозы для национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и имущества человека; защиты животных, растений и окружающей среды и др. Под каждый утвержденный регламент следует обнародовать перечень национальных стандартов, обеспечивающих соответствие с требованиями регламентов.
Принципы «Глобального подхода» введены в Украине «Техническим регламентом модулей оценки соответствия и требований относительно маркировки национальным знаком соответствия, которые применяются в технических регламентах» и применены во всех других технических регламентах. В настоящее время в Украине в течение 2003-2010 гг. приняты 30 технических регламентов, размещены на сайте gssu.gov.ua в разделе «Регуляторные акты и технические регламенты».
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, в феврале 2008 г. начался переговорный процесс по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, интегральной составляющей которой является положение Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). Исходя из европейской практики заключения подобных соглашений, неотъемлемым приложением к положениям Соглашения о ЗСТ должен быть Протокол об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции АСАА (соглашение о взаимном признании Украиной и ЕС сертификатов соответствия на промышленную продукцию).
Такие соглашения заключались ЕС со странами, которые были кандидатами на членство в ЕС, и странами Средиземноморья и позволили продукции, которая охватывалась этими соглашениями, свободно продвигаться на внутреннем рынке ЕС без дополнительных процедур оценки соответствия.
В рамках плана действий АСАА было определено и согласовано с европейской стороной четыре приоритетных сектора украинской промышленности (низковольтное оборудование, машины и механизмы, простые сосуды высокого давления, электромагнитная совместимость), в которых будет осуществляться доступ продукции на рынки сторон на основе действия Соглашения АСАА.

Техническое регулирование в Украине электротехнической отрасли
Деятельность УкрТЕСТ
Продукция и услуги, в которых используется электрическая энергия, требуют высокого уровня защиты потребителя. С целью гармонизации законодательства государств-членов ЕС относительно электрического оборудования Советом Европы на принципах «Нового и Глобального» подходов была принята директива 73/23 ЕЕС (сегодня это переизданная директива 2006/95/ЕС), которая охватывает все факторы опасности, которые могут возникать при использовании электрооборудования. Именно с учетом требований этой директивы в Украине принят «Технический регламент по подтверждению соответствия безопасности низковольтного оборудования», который разработан специалистами Украинского научно-технического института испытаний и сертификации электрооборудования (УкрТЕСТ), действующий в составе государственного предприятия «Укрметртестстандарт» (Киев). Компетентность и технические возможности УкрТЕСТ подтверждены соответствующей аккредитацией Национального агентства по аккредитации Украины (НААУ).
УкрТЕСТ на сегодня - единственная в Украине организация, нотифицированная в Международной системе сертификации IECEE в качестве Украинского национального сертификационного органа и испытательной лаборатории с правом выдавать и признавать международные сертификаты в схеме СВ IECEE. Выданные институтом сертификаты признаются в 54 индустриально развитых странах мира, входящих в систему IECEE, созданной Международной электротехнической комиссией (IEC) для содействия международной торговле электрооборудованием, предназначенным для использования в быту, производственных помещениях, мастерских, учреждениях здравоохранения и подобных местах , где пользователями такой техники являются преимущественно неподготовленные рядовые потребители.
Международное признание УкрТЕСТ и подписание ряда соглашений о взаимном признании работ по сертификации продукции с нотифицированными органами стран ЕС (Германия, Польша, Чехия, Словакия) создали условия для отечественных производителей электротехнической продукции для выхода на зарубежные рынки при существенном снижении финансовых и временных затрат. При поставках продукции в страны ЕС производители могут использовать результаты испытаний и сертификации, проведенной в УкрТЕСТ, при формировании технического файла документации, подготовке декларации в маркировке знаком СЕ.
Для дальнейшего научно-технического развития УкрТЕСТ и доведения его до требуемого современного уровня, в конце 2009 г.в ГП «Укрметртестстандарт» введен в действие новый, построенный за собственные средства, инженерно-лабораторный корпус общей площадью 3400 кв. м, рассчитанный на одновременную работу 200 работников. В сооружении размещены современные комплексы по общетехническим испытаниям (в составе участков климатических и механических испытаний); по испытаниям на безопасность электробытовой, электронной и медицинской техники; по испытаниям на электромагнитную совместимость. На крыше здания находится плоская «открытая площадка» для проведения измерений электромагнитного поля, соответствующей требованиям международных и национальных стандартов по испытаниям показателей электромагнитной совместимости электрооборудования, а над ней - радиопрозрачные воздухоопорные помещения с подогревом для проведения испытаний в зимнее время.
Кроме технического регламента по безопасности низковольтного оборудования, УкрТЕСТ, в определенном законодательством Украины порядке, назначен на выполнение работ по оценке соответствия продукции требованиям других технических регламентов, разработанных на основе директив ЕС «Нового подхода», как то: ТР по электромагнитной совместимости; ТР максимально разрешенного потребления электроэнергии холодильными приборами; ТР средств индивидуальной защиты; ТР радиооборудования и телекоммуникационного конечного (терминального) оборудования; ТР ограничения использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании; ТР относительно медицинских изделий.
Анализ ситуации в области действия в определенных Соглашением АСАА сферах экономики характеризуется следующим.
Стандартизация
В развитых странах мира проблемами стандартизации в области электротехники занимаются национальные комитеты Международной электротехнической комиссии. Развивается стандартизация в этих странах в основном за счет активного участия крупных промышленных предприятий, ассоциаций и союзов, экспортеров, органов по подтверждению соответствия и др. - основных потребителей стандартов. В Украине финансирование работ по стандартизации проводится в основном за счет средств госбюджета и другие источники практически не привлекаются.
Однако государство не в состоянии решать все вопросы стандартизации за свой счет, в результате чего имеет место хроническое отставание национальной нормативной базы, гармонизированной с международными и европейскими стандартами. Вместе с тем, рассмотрение и голосование проектов международных стандартов IEC техническими комитетами по стандартизации Украины проводится не компетентно и без определения национальных различий экономики страны, а потому в результате гармонизации разрабатываются национальные стандарты типа «модифицированный» и «неэквивалентный". Это сводит на нет процесс гармонизации.
Подтверждение соответствия
Во многих случаях, особенно для потенциально опасной продукции, государство и потребитель должны быть уверены, что она производится в соответствии с установленными требованиями и имеет приемлемый на современном этапе мировой практики уровень безопасности. Для этого устанавливают процедуру оценки соответствия органами по сертификации, которое в-общем предусматривает определение характеристик продукции, уверения в соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), регистрации и инспектирования.
Технические регламенты, которые распространяются на электротехническую продукцию, основной формой подтверждения соответствия предусматривают декларирование соответствия производителем, а не обязательную сертификацию, не требует привлечения органов по оценке соответствия. Помощь этих органов может потребоваться, если декларант самостоятельно не может определиться с выбором доказательной базы, не имеет достаточной информации относительно гармонизированных стандартов и их национальных различий, не может самостоятельно провести испытания, имеет проблемы с заполнением декларации и др. С целью оказания технической помощи в сфере действия каждого технического регламента в нашей стране назначены консультативно-методические центры, имеющие в наличии технически компетентный персонал и высокооснащенную испытательную базу, национальное и международное признание. Одним из таких центров и является УкрТЕСТ.
Аккредитация
Универсальный инструмент формирования доверия к деятельности органа по оценке соответствия (ООВ) - его аккредитация, т.е. официальное признание, на основе международных требований к компетентности (лат.: отвечаю, подхожу).
С 1 января 2010 г. вступило в силу принятое Европарламентом и Советом распоряжение, которым устанавливаются правовые рамки применения аккредитации в качестве гармонизирующего инструмента европейского рынка, согласно которому в каждой стране должен быть создан лишь единственный Национальный орган по аккредитации. Деятельность таких органов должна контролироваться Европейской ассоциацией по аккредитации (ЕА). В нашей стране таким органом является Национальное агентство по аккредитации Украины (НААУ).
Именно НААУ научно-технической комиссией по аккредитации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ поручена разработка «Соглашения о взаимном признании работ по аккредитации органов по оценке соответствия» для стран СНГ. На сегодня проект Соглашения проходит стадии обсуждения в соответствующих органах СНГ. В то же время основной задачей НААУ, как составляющей национальной системы технического регулирования, является его присоединение к ЕА в секторах: органы сертификации продукции, органы сертификации систем управления, калибровочные и испытательные лаборатории. В ноябре 2009 г. НААУ подписано Соглашение с ЕА о признании аккредитации в сфере сертификации персонала, что дает возможность в ближайшее время решать вопрос о признании и в других сферах аккредитации.


Система технического регулирования в РФ
Как считают российские специалисты, в Российской Федерации модель технического регулирования не определена - собственная или подобная системам технического регулирования, действующим в ЕС, США или странах Азиатско-Тихоокеанского Форума экономического сотрудничества. При этом принципы регулирования, установленные в действующем федеральном законе «О техническом регулировании», декларативны и не дают представления о практических механизмах технического регулирования.
Международные организации - Международное экономическое сотрудничество развитых стран (ОЭСР) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЕС) - предупреждают, что «применение несоответствующих регламентов может привести к значительному росту расходов и неэффективной деятельности, как отдельного сектора, так и всей экономики ...». Еще в апреле 2006 г. на заседании правительства РФ тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков оценил результаты реформы технического регулирования следующим образом: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов... Предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности... ». С той поры почти ничего не изменилось.
Это заставило в декабре 2009 г. Г.Колмогорова, С.Безверхого, Г.Воронина, которые были главами госстандарта России в течение 1984-2001 гг., обратиться к Президенту России с открытым письмом по поводу реформирования системы технического регулирования в РФ. Специалисты отмечают, что еще при подготовке законопроекта «О техническом регулировании» в 2002 г. научно-техническое и инженерное сообщество страны, а также они сами резко выступали против его принятия, не соглашаясь ни с концепцией документа, ни с его содержанием. В частности, в стране всего насчитывается более двух десятков систем аккредитации, что создает между ними нездоровую конкуренцию и не дает возможности представить Россию в международном форуме по аккредитации. И теперь, когда система технического регулирования в РФ зашла в тупик, специалисты, которые подписали открытое письмо, считают, что для исправления ситуации крайне необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия, как: отменить закон «О техническом регулировании» и принять законы «О стандартизации», «Об оценке соответствия», «О государственном контроле и надзоре в системе технического регулирования».
Таким образом, Россия практически повторит путь, уже пройденный Украиной.