ua en ru

Чистая прибыль пивоваренной компании "САН ИнБев Украина" в 2011 г. сократилась на 44% - до 165,3 млн грн

Чистая прибыль крупнейшей в Украине пивоваренной компании "САН ИнБев Украина" за 2011 г. сократилась на 44% - до 165,3 млн грн. Об этом говорится во вчерашнем сообщении компании о проведении собрания акционеров, сообщает издание "Коммерсант-Украина".

Это второй год подряд, когда компания сокращает прибыль - в 2010 г. она снизилась на 25%, до 294 млн грн. В минувшем году ее денежные средства также сократились - с 303 млн грн до 73 млн грн. В то же время значительно выросла суммарная дебиторская задолженность "САН ИнБев Украина" - на 124%, до 17,7 млн грн.

Полный отчет за 2011 г. компания представит после проведения собрания, которое состоится 17 апреля.

В "САН ИнБев" поясняют, что причиной падения финансовых показателей стал рост цен на сырье - объем продаж компании не сокращался, а производство даже выросло на 0,7% при общем падении рынка на 1,1% (данные ассоциации "Укрпиво"). "Сырье подорожало более чем на четверть,- говорит директор "САН ИнБев Украина" по правовым вопросам и корпоративным отношениям Денис Хренов.- А рост цен на конечную продукцию был вдвое меньшим из-за невысокой покупательной способности потребителей и высокой конкурентной среды". Он подчеркивает, что, помимо стоимости сырья, увеличились также расходы на рекламу и энергоносители, а также на 50% повысился налог на хмелеводство.

Участники рынка указывают на еще одну возможную причину снижения прибыли компании - в прошлом году "САН ИнБев" наращивала продажи своего флагманского бренда "Черниговское" (среднеценовой сегмент - от 4 грн до 5,5 грн/0,5 л), рыночная доля которого составляет почти 25% (подробнее см. график). "Украинский рынок практически полностью разделен между четверкой крупнейших игроков. В такой ситуации сохранить или нарастить рыночную долю можно только за счет более слабого конкурента, которым для "САН ИнБев" стала "Оболонь"",- уверен маркетинг-директор компании "Перша приватна броварня" Максим Васильев.

Эксперт поясняет, что самый простой путь для достижения успеха в такой борьбе - поставить на той же полке в розничных сетях свой более дешевый продукт. По словам одного из участников рынка, цена на "Черниговское" с сентября 2010 года держится на несколько процентов ниже стоимости "Оболони", повторяя любые ее колебания. В "САН ИнБев" говорят, что в прошлом году осуществляли различного рода "ценовые активации", но они проводились в ограниченный временной период и в отдельных торговых точках. В компании приводят данные AC Nielsen по ценовым индексам (цены бренда по сравнению со среднерыночной ценой пива) в среднеценовом сегменте за 2011 год: "Черниговское" - 95% (то есть на 5% дешевле, чем средняя цена пива на рынке), "Львовское" - 89%, "Оболонь" - 97%.

Для лидера рынка стратегия увеличения своей доли за счет снижения цен - единственная возможность отобрать ее у конкурента, считает аналитик ИК "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. "Сейчас атаковать "Оболонь" легче всего - привлекательность бренда в глазах населения с каждым годом падает, несмотря на ребрендинг и новые маркетинговые ходы",- добавляет он. По мнению господина Васильева, "Оболонь" мешает "САН ИнБев" и Carlsberg Ukraine свободно повышать цены на пиво. "В Украине цена на пиво меньше, чем в любой стране Европы. Для международных компаний ясно, что продукт должен стоить дороже, но поскольку они вынуждены бороться с крупным локальным производителем, резко повышать ее они не могут",- говорит эксперт.

Вторая крупная международная компания на украинском рынке - Carlsberg Ukraine - пользуется подобной стратегией - хотя ее низкоценовой бренд "Львовское" и не воспринимается потребителями как дешевый, стоимость его гораздо меньше, отмечает господин Андрейченко. Однако Carlsberg Ukraine, в отличие от "САН ИнБев", основную ставку делает на премиальный сегмент, растущий в основном за счет бренда "Балтика", добавляет Максим Васильев.

Напомним, по данным ассоциации "Укрпиво", общий объем производства пива в 2011 г. сократился на 1,1% - до 305,2 млн дал.