Гражданская война в Сирии затянулась. Сошлись сразу несколько факторов: все стороны сделали выводы из ливийского опыта, Башар Асад проявил исключительную силу воли, Иран и Россия поддержали законную власть.
Маршал Франции Тривульцио ещё полтысячи лет назад справедливо заметил, что для войны нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги. Успешный полководец и просто умный человек прекрасно знал, о чём говорил. Изречённая им истина не потеряла актуальности за пять веков да и вряд ли вообще когда-нибудь устареет. На днях появились новости об ужесточении валютного законодательства в объятой войной Сирии. Согласно новому указу в стране запрещается хождение иностранной валюты и использование драгметаллов для финансовых расчётов. Кары предполагаются разнообразные: от штрафа и 6 месяцев заключения до 10 лет за решёткой - всё зависит от объёма незаконной транзакции. В настоящий момент государство во внешнеторговых расчётах уже полностью отказалось от долларов и евро и перешло на использование российского рубля, иранского риала и китайского юаня.
Война - суровое испытание для всех сфер государственной жизни, и, конечно, для финансов особенно. Деньги любят тишину и стабильность, а не взрывы бомб и удары штурмовых групп. Сирийский фунт за последние 12 месяцев обесценился на 2/3 своей прежней стоимости. Поэтому в условиях военного времени ужесточение валютного законодательства - разумная и полностью оправданная мера. Безусловно, после войны будет смягчение законов, но когда именно это произойдёт - точно не скажет никто. Поддержка Ирана и особенно России поломала все планы наших звёздно-полосатых «друзей» за океаном, но вряд ли они отступятся просто так. Недавние эскапады Обамы по поводу якобы применявшемся республиканской армией химического оружия тому подтверждение.
Утешает в данном случае лишь то, что, судя по всему, дело идёт к победе законной власти над террористическим интернационалом. Башар Асад показал, что в должной мере обладает самым главным качеством настоящего политика, более важным, чем даже острый ум и хитрость - стальной волей.
Что касается России, то следует цинично, но честно признать: существующее положение играет нам на руку. Нестабильность на Ближнем Востоке, очевидно, поддерживает высокие цены на нефть и как следствие - газ. Как известно, газпромовские цены на голубое топливо для европейцев следуют за нефтяными с лагом в 6-9 месяцев. И совсем недавно Газпром сообщил о том, что в июле был установлен новый рекорд суточной поставки газа в дальнее зарубежье за последние пять лет. Объемы вышли на уровень осенне-зимнего сезона - и это летом!
Автора могут упрекнуть в политической ангажированности и явной симпатии к режиму Асада. На самом деле, нет никаких симпатий, а есть холодное понимание интересов своей страны - России. Чем больше террористов уничтожит сирийская армия, тем меньше их отправится на наш Северный Кавказ. Поэтому для России предпочтительнее наблюдать гибель своих потенциальных врагов как можно дальше от наших границ.
Кстати, необходимо помнить и о том, что после победы Асада в гражданской войне российские компании практически наверняка получат подряды на восстановление разрушенного хозяйства республики, а наша страна укрепит своё влияние в регионе - этакий уменьшенный вариант плана Маршалла в реалиях Ближнего Востока. И, конечно, наряду с китайским юанем, упрочатся позиции российского рубля как резервной региональной валюты.
Александр Разуваев,
Компания Альпари