ua en ru

"Газпром" теряет покупателей на внутреннем рынке.

Конкуренты отвоевывают долю ОАО "Газпром" не только на европейском газовом рынке, но и на его родном - российском. Продажи газа российским потребителям через "Межрегионгаз" из-за экономического спада в 2009 г. снизились на 6,7% относительно 2008 г., пишет сегодня РБК daily со ссылкой на источник, знакомый с материалами совета директоров "Газпрома", который состоится 26 января. Так, металлургия закупила на 7% меньше прошлогоднего, электроэнергетика - на 4,5%. В 2010 г. объемы продаж на внутреннем рынке, по прогнозам концерна, должны быть на уровне 2009 г. При этом монополия отмечает, что потребители в регионах, расположенных поблизости от месторождений добычи независимых производителей газа, все чаще сокращают у нее закупки сырья.

Таким образом, газ "Газпрома" они заменяют более дешевым газом независимых поставщиков. Сейчас проходит период заключения договоров на поставки топлива на 2010 г., при этом потребители, уже подписавшие соглашения, действующие до 2012 г., просят уменьшить ответственность за невыборку газа. Чтобы сохранить объемы продаж, монополия начала договариваться с покупателями о снижении цен на газ. В Газпроме отказались комментировать свою ценовую политику.

В "Лукойл" отметили, что пока не могут составить конкуренцию "Газпрому" на внутреннем газовом рынке, так как ему принадлежит газотранспортная система. При этом газ компания добывает в Ямало-Ненецком АО, где покупатель один - "Газпром". Однако ситуация должна измениться, когда "Лукойл" начнет добывать газ на Каспии и построит газопровод от каспийского берега до Краснодарского края. ТНК-ВР также планирует расширять свой газовый бизнес. "Надеемся, что газовый рынок в стране будет расти, но даже если нет, то готовы конкурировать, предлагая покупателям более выгодные условия продаж", - сообщил представитель компании. Как говорится в меморандуме к еврооблигациям ТНК-ВР, она намерена втрое увеличить поставки газа в 2016 г. - до 9,9 млрд куб. м.