Читайте в газете "Дело" 18 декабря 2007 г.

Завод, выигравший войну Что стоит за планом "музейной" рокировки Создатель «Евы» Новогодняя распродажа квадратных метров Как сложились "звезды" в Интернете Исследования права Завод, выигравший войну На постаментах мира установлены 35 тысяч танков Т-34, сконструированных на Харьковском бронетанковом заводе им. В. Малышева "Один танк, который выпускается на Харьковском заводе, стоит 20 миллионов долларов. Если их продавать, то у нас будет достаточно средств, чтобы спокойно содержать армию", – эта цитата из выступления народного депутата Игоря Юхновского в октябре 1991 года сейчас звучала бы несколько наивно. Миллионы в Украину не потекли, а с развалом Союза завод потерял не только заказчиков, но и поставщиков комплектующих. По словам бывшего командующего киевским военным округом генерала Владимира Чечеватова, до начала 90-х завод имени Малышева получал комплектующие детали и узлы от І477 предприятий, в том числе и от 973 заводов за пределами Украины, включая пушки, пулеметы, корпус, башню, 100% электрооборудования, приборы стрельбы, лазерные дальномеры, прицелы и все остальное. Все же предприятие устояло, несмотря на сокращение выпуска военной продукции до четверти. Остальное – "гражданка". Руководство завода прогнозирует, что 2008-й станет для него первым прибыльным годом за время независимости Украины. Праздник каждую неделю Над главным входом еще с союзных времен висят награды, которыми был удостоен Харьковский завод имени Малышева. Один из них – 700-килограммовый бронзовый орден Ленина – даже прятали от фашистов во время Второй мировой войны. "У завода большие традиции, - начинает разговор с нами гендиректор завода Виталий Немилостивый. - Мы бы могли праздновать какой-то юбилей почти каждую неделю. Например, первого декабря исполнилось 80 лет выпуску первого танка БТ. Пятого декабря - 110 лет от производства первого паровоза. Именно для их строительства был основан завод в 1895 году". По железным дорогам ездили 35 000 паровозов харьковских конструкторов. Главная гордость - Т-34 Но на весь мир завод прославился иной, секретной продукцией – танками. СССР завоевал лидирующее место в мировом танкостроении, создав простой в производстве, надежный в эксплуатации и непревзойденный по техническим характеристикам легендарный танк Т-34. "Танк Т-34 представлял революцию, - рассказывает Немилостивый. -Сконструировало его всемирно известное харьковское Конструкторское бюро им. Морозова, и мы для него спроектировали дизельный двигатель В-2". Именно двигатель стал одним из главных преимуществ Т-34. Это был первый серийный танк с дизелем. Двигатель был меньше по габаритам, безопаснее и неприхотливее бензиновых аналогов. В конце 40-х британский премьер Уинстон Черчилль признал, что лучшим оружием Второй мировой войны были английская 17-фунтовая пушка, советский танк Т-34 и немецкий самолет "Мессершмит". По словам кандидата технических наук Владимира Чернышева, в прошлом – сотрудника завода имени Малышева, - Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение. Во время войны 34-ки выпускались на пяти заводах. С движением фронта на Восток завод переносился все дальше в сторону Урала. Основное количество танков во время войны было выпущено на заводе Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле - 37 тысяч. Параллельно было освоено производство в Челябинске, на Сталинградском тракторном заводе, Горьковском автомобильном заводе, в Омске. До сих пор из 70 тысяч произведенных танков Т-34 35 тысяч стоят на постаментах в разных странах мира, во всех городах, которые покорял 34-й. Последней на европейском континенте была Прага. Ее жители хотели оставить для памяти тот танк, который первым ворвался в восставшую Прагу 9 мая 1945 года и был поврежден. Однако генерал Павел Рыбалко решил, что нужно поставить совершенно новый танк и заказал его в Челябинске. К счастью, таким путем не пошли в Харькове, и на площади перед Покровским собором стоит действительно тот, который этого заслуживает. Боевое применение Т-34 и его массовое производство в тяжелых военных условиях стали основой для создания последующих моделей танков Т-44 и Т-54. Создание на заводе имени Малышева и принятие на вооружение Т-64 явились началом второго послевоенного поколения танков, укрепили представление военных и разработчиков ведущих конструкторских бюро о месте и задачах танков в ракетно-ядерной войне. Бронетанковые соединения были и остались ударной силой сухопутных войск. Модернизация танка Т-64, использование его технологий и узлов в создании Т-72 и Т-80 позволили СССР сохранить свое мировое лидерство до середины 70-х годов ХХ века. С конца 70-х положение начинает медленно изменяться. В ФРГ был разработан и принят на вооружение танк "Леопард-2", а в США - "Абрамс". "Начался медленный, но неудержимый откат назад. Международные выставки вооружения и военной техники, пакистанский, турецкий и греческий танковые тендеры конца 90-х годов каждый раз все больше и больше подтверждали эту тенденцию…" - говорит Чернышев. Что стоит за планом "музейной" рокировкиДмитрий Андриевский, депутат Киевсовета Вопрос о Национальном историко-архитектурном музее "Киевская крепость" на последнем пленарном заседании Киевсовета так и не рассмотрели. Большинство людей Черновецкого в очередной раз проигнорировало Указ президента 371/2007 от 3 мая 2007 года, предписывающий Киевской госадминистрации до 1 ноября этого года упорядочить вопросы землепользования на этом объекте. Если столичная власть и далее будет затягивать выполнение указа президента, "Киевская крепость" вообще останется без финансирования. Очевидно, именно такого финала добиваются в КГГА. Они вынашивают планы тотальной застройки территории историко-архитектурного музея. Это весьма похоже на почерк киевской власти, печально известный киевлянам по "освоению" Жукова острова, Пирогова, Кончи-Заспы, Пущи-Водицы. Теперь - тотальное наступление на столичную культуру. Чего стоит сам план "музейной рокировки", озвученный секретарем Киевсовета! Национальный художественный музей Грушевского, 6 якобы переместится на Институтскую, 3. Музей истории Киева переезжает в помещение Музея истории Украины на Владимирскую, 2. А сам Музей истории очутится в культурно-художественном и музейном комплексе "Мистецький Арсенал". Красивая комбинация, ничего не скажешь. Только очень уж напоминает она манипуляции наперсточников. Следить за ловкими движениями их рук неблагодарное дело: шарика под наперстком все равно нет. Так и с "музейной рокировкой". Помещение по Институтской, 3 физически пока еще существует, но благодаря "старанням" большинства Черновецкого Киевсовет 22 февраля 2007 года принимает решение о передаче долгостроя по Институтской, 3 ООО "Історія міста" и предоставляет этому ООО право снести недостроенное здание. 15 марта те же депутаты передают "Історії міста" участок земли площадью 1,23 гектара по Институтской, 3 в аренду. А 25 апреля продают указанный участок тому же ООО. То есть Национальный художественный музей фактически потерял возможность получить помещение по этому адресу. Ведь нельзя считать музейным арендованное на неопределенных условиях помещение в том бизнес-центре с паркингом, который ООО "Історія міста" строит на купленной земле… Ситуация с Национальным художественным музеем, одним из наиболее крупных музеев Украины с уникальной, мирового уровня коллекцией, - лишь один из показателей стиля работы и истинных намерений команды Черновецкого. В цивилизованном мире она не могла бы случиться в принципе: сложно представить мэра Парижа, продавшего помещение Лувра. А нынешняя столичная власть способна не только на это. Именно потому она не нужна киевлянам. Создатель "Евы" РУСЛАН ШОСТАК: СОВЛАДЕЛЕЦ СЕТИ МАГАЗИНОВ "ЕВА" ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО ДРУЖИТ С ОЧЕНЬ ВЛИЯТЕЛЬНЫМИ ПОЛИТИКАМИ И ЧИНОВНИКАМИ, НО ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТУ ДРУЖБУ ДЛЯ БИЗНЕСА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ. Магазины "Ева" - это ваш первый бизнес? Ритейлом я занимаюсь последние 10 лет. До "Евы" у меня были другие проекты. Какие? Я со своим партнером Артемом Атаманчуком в 1996 году купили и реанимировали один из крупнейших в СНГ заводов детского питания – Херсонский завод детского питания имени 8 Марта. Мы производили фруктовое пюре и соки под маркой "Карапуз". Кроме того, завод имел дистрибуционную группу по продаже импортных марок детского питания. Мы были одним из крупнейших импортеров детского питания в Украине. Вы ушли из этого бизнеса? Мы с Артемом Атаманчуком разделили свои доли в этом бизнесе. Он до сих пор продолжает управлять заводом. Я же свою долю решил вложить в ритейл, которым с тех пор занимаюсь . Ритейл-проекты вы делали с другими партнерами? Да, я нашел двух партнеров – Сергея Касьянова (днепропетровский бизнесмен, бывший губернатор Днепропетровской области. – "ДЕЛО") и Валерия Киптыка. С последним я дружу уже 17 лет. Мы втроем делали два проекта – сеть детских магазинов "Карапуз", которые еще с Атаманчуком начинали, и сеть супермаркетов "Пик" – одну из первых продуктовых торговых сетей в Днепропетровске. В 2002 году я и Валерий Киптык разошлись с Касьяновым. Он продолжил развивать супермаркеты "Пик", а мы создали новый розничный проект – сеть магазинов "Ева" и супермаркеты Varus. Супермаркеты "Карапуз" мы закрыли как проект. Часть магазинов продали владельцам сети "Капитошка". Почему отказались от этого бизнеса? Мы посчитали, что нет смысла развивать этот проект. В начале 2000-го года детский ритейл был неэффективным, рынок детских товаров - узкий. Поэтому мы решили выйти на рынок продуктового ритейла и рынок дрогери (небольшие торговые точки площадью 100-150 квадратных метров, в которых в основном продаются бытовая химия, косметические средства, гигиеническая продукция, хозяйственные мелочи. – "ДЕЛО"). А почему разошлись с Касьяновым? Это были чисто бизнес-интересы – ничего личного. Касьянов в тот период создавал свою бизнес-группу и предложил нам купить наши доли в бизнесе. Некоторые СМИ и сейчас называют Касьянова совладельцем "Евы". Так он имеет какое-то отношение к этому проекту? Это недостоверная информация. Хотя с Касьяновым мы общаемся достаточно плотно. Но какие-нибудь бизнес-проекты с Касьяновым вы ведете? Нет, не ведем. Ваш бизнес-партнер Валерий Киптык – владелец корпорации "Ольвия", крупной в Днепропетровске девелоперской и строительной компании. А у вас есть какой-нибудь бизнес, помимо "Евы" и Varus? У меня это - основные бизнесы. А в проектах "Ольвии" Валерий Киптык не предлагает вам партнерство? Сейчас в Украине вряд ли могут быть другие более интересные бизнесы, чем розничная торговля. По крайней мере, для меня. Свой основной потенциал я направляю на ритейл. Сил и времени заниматься другими проектами у меня нет. Магазины "Ева" расположены в 15 городах восьми областей Украины. Существуют ли какие-либо отличия в ведении бизнеса в Днепропетровске, Донецке, Крыму и Киеве? Политическая и государственная среда практически везде одинаковая. А бизнес-среда? Как вас встречают конкуренты? Мы ведем жесткую конкуренцию, но работаем достаточно корректно. А ваши конкуренты не жгут ваши магазины? До таких масштабов противостояние не доходило. В некоторых регионах мелкие конкуренты пытались вставлять палки в колеса, используя админресурс на уровне районных санэпидемстанций. А на наиболее конкурентном – киевском рынке? Знаете, мы достаточно сильно защищены в политическом и государственном плане. Наша компания имеет достаточно хорошие, дружеские отношения с большим количеством очень влиятельных в Украине политиков, государственных служащих. Так что мы не чувствуем проблем с этим. Каких политиков? Не думаю, что стоит сейчас это обсуждать. Политиков – выходцев из Днепропетровска? Не только. У нас неплохие связи с донецкими, киевскими политиками. То есть в плане дружбы с политиками вам повезло больше, чем вашим конкурентам? Наверное, да. У вас их больше, чем у конкурентов? Друзей всегда должно быть много. А как вы приобретали этих друзей? Это годы совместной дружбы, совместных отношений, коммуникации. Ничего более. И какую протекцию они вам оказывают? Я бы не назвал это протекцией. Мы пытаемся конкурировать в рамках украинских законов. Мы используем этот наш ресурс только в случае несанкционированных действий представителей государственной власти и конкурентов. В Киеве одну из своих торговых точек вы открыли на месте культового магазина "Українські ласощі". Как вам удалось получить эту площадку? Все объекты в Киеве и других регионах мы получаем на коммерческой основе. Ни по одному своему объекту мы не использовали коммунальные или другие связи. Бывшее помещение "Українських ласощів" вы купили или взяли в аренду? Арендовали. У нас есть договор с собственником. Это помещение выставлялось на аукцион или проводился тендер для арендаторов? Нам представили помещение – мы его арендовали. За те деньги, которые нам предложили. Все достаточно банально. Наша компания не имеет практики выселения из помещений каких-либо предприятий. Мы не занимаемся перекупкой тех или иных площадей. На нас выходят владельцы помещений и делают свои предложения. Если оно нас устраивает, мы подписываем договор. Один из наиболее проблемных регионов по торговым площадкам – это Киев. Вы с конкурентами сталкивались в борьбе за какие-то магазины? Проблема Киева – это высокая арендная стоимость торговых площадей. Естественно, она переносится в стоимость товара. И от некоторых площадок мы отказываемся, потому что не хотим перекладывать ее стоимость на потребителя. А площадки, от которых вы отказываетесь, берет "Арбат-Престиж"? "Арбат" и другие сети, в том числе и не нашего формата. Сеть "Ева" насчитывает 112 магазинов. Какое количество из них работают в арендованных помещениях, а какое – в собственных? Практически все помещения мы арендуем. Новогодняя распродажа квадратных метров РЫНОК ЖИЛЬЯ. ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ КВАРТИРУ С ПРЕДПРАЗДНИЧНОЙ СКИДКОЙ, УБЕДИТЕСЬ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАШЕ БУДУЩЕЕ ЖИЛЬЕ ЗАЛЕЖАЛЫМ ТОВАРОМ Вслед за банками, продавцами одежды, бытовой техники и автомобилей новогодние скидки своим клиентам начали предлагать и строительные компании. Сэкономить предлагают как среднему классу, так и тем, кто ориентирован на элитное жилье. Однако вряд ли 5% скидка станет стимулом для неотложного принятия решения покупателями квартир, стоимость которых дотягивает до 300-500 тысяч долларов. Основная проблема здесь в том, что решение нужно принимать срочно, ведь акции, объявленные компаниями, стартовали в начале декабря и заканчиваются с боем курантов. Большинство строительных компаний ставят стандартные условия акции – 5% скидка при 100% оплате. Однако есть и такие, кто предлагает скидки 10-15%. При этом предоплата может составлять лишь треть стоимости квартиры. Скидка 50-80 тысяч Например, "Міськжитлобуд" предлагает скидку тем, кто "созреет" обзавестись жильем в комплексе "Голосеево" с 11 по 29 декабря. Причем размер скидки фиксированный, и составляет соответственно 50, 60, 80 тысяч гривен при покупке 1-, 2-, 3-комнатной квартиры. Стоимость квадратного метра в однокомнатной квартире комплекса - 12,5-13 тысяч гривен, в зависимости от этажа и метража квартир. Средняя стоимость квартиры минимального метража без скидки может быть 689 тысяч гривен, а со скидкой - 639 тысяч. Стоимость "двушки" дороже - около 1,15 миллиона гривен, но и скидка здесь больше, потому квартира успевшим в период акции обойдется в 1,08 миллиона гривен. Правда, предоплата должна составлять 100%. Своя квартира за 2008 евро С 6 по 28 декабря воспользоваться льготной ценой предлагает и компания "Нест". Их скидки составляют 5% от стоимости жилья. Стоимость однокомнатных квартир в комплексе в среднем составляет 120-130 тысяч евро, то есть участник акции может сэкономить 6-6,5 тысячи евро. В центре продаж нас заверили, что акция распространяется абсолютно на все квартиры. Кроме того, компания предлагает еще один акционный продукт. Покупая квартиру в рассрочку в период акции, необходимо внести не 30% (минимальный первичный взнос), а 2008 евро. При этом оставшаяся сумма выплачивается в рассрочку специальными платежами (по возрастающей, от 2 до 15% от неоплаченной части ежемесячно) до ввода объекта "Изумрудный" в эксплуатацию (ІІ квартал 2009 года). В компании "Гранит" скидка действует только на один объект на Позняках, зато в размере 15%. В центре продаж признались, что там остались только 4-комнатные квартиры и всего две однокомнатных. При этом стоимость квадратного метра была названа уже со скидкой и составила 1167 евро за квадратный метр. То есть под Новый год купить "трешку" метражом в 105 квадратных метров - 122 тысячи евро, а уже после нового года ее цена составит 140 тысяч. "Срок сдачи объекта по договору - ІІ квартал 2008 года, - рассказала сотрудница компании, - но мы планируем сдать его уже в январе, дом почти готов". "Инвестиционно-строительная компания "Столица" также отошла от стандартной ставки, но только по нескольким объектам. При 100% оплате скидку в 10% можно получить в жилом комплексе "Озерное" и в доме по адресу Крамского, 9. Правда, для первого объекта не предусмотрена возможность ипотеки, только личные средства или рассрочка. Средняя стоимость однокомнатной квартиры там 120 тысяч долларов, со скидкой - 108 тысяч; на Крамского - 100 и 90 тысяч долларов соответственно. "Размер скидок зависит от срока сдачи проекта в эксплуатацию, - рассказали в отделе продаж компании, - чем позже сдаются, тем ниже скидка". Есть у компании и объект в районе станции метро "Осокорки", но на него, как нам объяснили, скидка не распространяется, потому что там остались только 4-комнатные и большие 3-комнатные квартиры. А их цена, по мнению застройщика, и так невысокая - 1800 долларов за квадратный метр. Компания "Познякижилстрой" начала сезон распродаж квадратных метров чуть раньше - 26 ноября. При этом, как рассказали в отделе продаж, акция действует только для домов, под которые буквально только вырыли котлован, а срок сдачи их в эксплуатацию - начало 2010 года. Предлагают квартиры в 4 объектах по разным адресам со скидкой в 5%. Стоимость квадратного метра там достаточно высокая: на улицах Леси Украинки, Лумумбы и Антоновича - от 18,5 до 23 тысяч гривен за квадратный метр, а на ул. Ревуцкого – 9 тысяч гривен. Так, однокомнатная квартира на Л. Украинки будет стоить около 405 тысяч долларов, со скидкой - около 380 тысяч; а на Ревуцкого - около 110 тысяч долларов, со скидкой - около 105 тысяч. Скидки на пригород Порадовали скидками строители и тех, кто подумывает о приобретении жилья под Киевом. Например, группа компаний "Київщина-житло" предлагает новогоднюю распродажу в Обухове, Кагарлыке, Вышгороде и и Богуславе со скидкой 5%. Это дома экономкласса. Средняя стоимость квадратного метра 5-7,5 тысячи гривен. А вот на квартиры в Украинке скидки всего 3%. При этом стоимость квадратного метра - от 8 тысяч гривен. "Это проект бизнес-класса, с потолками 3,3 метра, панорамным видом и большими окнами, - рассказывают в компании, - потому скидка такая невысокая". В компании также отмечают, что на объекты, сданные в эксплуатацию, новогодние скидки не распространяются. Причины щедрости В свою очередь эксперты рынка недвижимости считают, что на самом деле сезон скидок для застройщиков - это еще и способ избавиться от невостребованного жилья. Упаковав "неликвид" в заманчивую обертку, продавец рассчитывает на меньшую требовательность со стороны клиента. "Нередко с помощью скидок застройщик пытается реализовать объекты, которые пользуются наименьшим спросом, - объясняет Илья Родионов, директор дочернего предприятия "Ред-Консалтинг", - например, квартиры с неудачной планировкой, или апартаменты, которые остались нераспроданными". Причиной предпраздничной щедрости продавцов недвижимости, по мнению Родионова, также могут стать финансовые проблемы компании, которая не справляется с планом продаж или не имеет достаточно средств для финансирования. Как сложились "звезды" в Интернете РЕЙТИНГ САЙТОВ: ВЕБ-РЕСУРСЫ ЗВЕЗД УКРАИНСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА. Официальный сайт для звезд шоу-бизнеса такой же неотъемлемый атрибут, как эксклюзивная одежда или дорогой автомобиль. По уровню развития веб-ресурса звезды, казалось бы, можно судить об уровне популярности того или иного исполнителя. Но в украинских услових это не совсем так. Уникальный унитаз В отличие от многих других веб-ресурсов, сайт авторитетного деятеля украинского шоу-бизнеса в обязательном порядке содержит форум или блог с массой отзывов фанов и поклонников. На своем блоге Наталья Могилевская регулярно поддерживает интерес поклонников к своей персоне. 5 декабря ее пост "Вы – мои победители!" прокомментировали 818 человек. По большей части люди рассказывали о своих переживаниях по поводу проиграша певицы в финале телешоу "Танцы со звездами-3". На официальном сайте Ани Лорак есть даже чат. Еще с веб-ресурса можно скачать аж 22 клипа певицы (а такой подарок делают далеко не все звезды). Билык "зависает" Немного удивил простоватостью ресурс Ирины Билык и группы "ВВ". Поклонники творчества Билык, посетив ее официальный сайт узнает в разделе "новости" только то, что тур "Мы будем вместе" в начале ноября удачно стартовал. А вот как закончились гастроли супер-звезды, не известно. Хотя по графику вернуться из турне певица должна была еще три недели назад. А вот к предложенному просмотру 3 клипов арстистки стоит отнестись с осторожностью, это грозит зависанием компьютера. По крайней мере, попытаться посмотреть второй раз я не решился. В разделе "Биография" официального сайта Андрея Данилко можно почерпнуть для себя несколько интересных фактов об артисте. С 1979 по 1989 годы семья украинской звезды жила настолько бедно, что перед выпускным одноклассники скинулись и купили Андрею кроссовки и рубашку. Удивляет позиция администратора ресурса, который оставил информацию о том, что сводная сестра артиста Галина Гришко все еще живет в бараке – старом жилище Андрея. Согласитесь, не самая имиджевая информация для преуспевающей звезды. "У Козловского опухли колени" На удивление мощным веб-ресурсом покоряет эстрадный олимп молодой певец Виталий Козловский. Броский и красочный дизайн, неплохая наполненность, разнообразие разделов. Но особенно поражает новостийная подборка. Судя по ней, артист может дать фору многим более авторитетным ньюсмейкерам украинской поп-культуры. На официальном интернет-представительстве певца освещены многие аспекты его жизни вплоть до мельчайших подробностей: "У Виталия Козловского опухли колени", "Козловский пел на стуле" (подпись к фото) и т.п.. Отлично реализована виртуальная карта запланированных гастролей группы "Океан Эльзы" на их официальном сайте. Вот только обновление этой карты оставляет желать лучшего. Есть также уникальная опция "Звуковое сообщение". Зарегистрированный пользователь может оставить любое свое звуковое сообщение – песню, слова, сказанные в слух, или вообще какой-то звук. Андрей Кузьменко (в народе – Кузьма, фронтмен группы "Скрябин") на своем официальном сайте объявил конкурс. Теперь каждый желающий может скачать выложенные вокальные треки Кузьмы и замиксовать их. Лучшие работы попадут в альбом танцевальных миксов, выход которого намечен на лето следующего года. Непонятно, почему отсутствует официальный сайт у группы "Алиби" (есть только блог). А вот по адресу официального веб-ресурса Анны Седаковой есть только страничка, на которой девушка объясняет причины закрытия сайта, – ей нужно время найти саму себя. Исследования права РЫНОК ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ. ПО МНЕНИЮ РОССИЙСКИХ ЮРИСТОВ, УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ В УКРАИНЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ СТРАНАХ СНГ Не секрет, что для полноценного функционирования любого рынка необходимы его исследования. Не исключение и рынок юридических услуг. Причем юристы из стран СНГ утверждают, что в Украине эта работа поставлена намного лучше, чем в других странах бывшего Союза. "Когда мы анализировали состояние исследования рынка юридических услуг в разных странах СНГ, у нас не возникло вопроса, в какой стране провести круглый стол", - заявил ответственный секретарь Комиссии по вопросам деятельности адвокатуры и нотариата Ассоциации юристов России Александр Хвощинский. Юрист считает, что россияне могут позавидовать тому уровню общественного интереса, который проявляется к рынку юруслуг в Украине. "Украина давно проводит эти исследования и имеет свою рейтинговую программу, которая существует много лет. В этом смысле от руководителей российских юридических фирм я часто слышу пожелания такого рода: "Когда же мы сделаем что-то похожее?" - заявил Хвощинский. Рейтинг как маркетинговый инструмент Экспертному обсуждению значения и необходимых характеристик исследований рынка юридических услуг и рейтингов его операторов был посвящен круглый стол "Исследования рынка юридических услуг: проблемы и пути их решения". По мнению юристов, юридические фирмы в 40-50% случаев получают клиентов с помощью рекомендаций. Когда на рынке появляется такой медийный продукт, как рейтинг, который рассказывает, что есть такие-то операторы, и рекомендует обратиться к тем, кто занимает топ-позиции, то это очень сильно повышает вероятность притока клиентов именно к этим компаниям. В то же время Армен Хачатурян, старший партнер юридической фирмы "Шевченко Дидковский и Партнеры" утверждает, что ценность рейтинга относительна, поскольку в маркетинговом отношении это всего лишь 10% среди других средств. По его мнению, простые рекомендации намного эффективнее. Кроме того юрист считает, что лучше было бы сделать рейтинги по группам. То есть определить лучших в той или другой области права, тем самым облегчив задачу выбора потребителю. Скрытая прибыль юристов Артур Рохлин (Россия) рассказал о том, что одну из первых попыток рейтинговать юридические фирмы в России осуществил журнал Forbes. "Нам разослали анкету, и мы столкнулись с вопросом об обороте компании. Это оказалось проблемой, поскольку в России адвокаты не имеют права разглашать информацию о клиенте, в том числе и о гонораре. Кроме того, после опубликования рейтинга оказалось, что информация, указанная в этой графе, мягко говоря, не отвечала налоговым декларациям этих юридических компаний", - вспомнил российский юрист. Однако, по его мнению, все же рейтинги нужны, прежде всего, потому, что потребители получают информацию о том, кто есть на рынке, кто из них лучший и тому подобное, а следовательно, и могут сделать выбор. Во-вторых, из-за того, что сами юридические компании, достигнув определенного уровня, успокаивались и прекращали развитие. При условии существования таких рейтингов юридические фирмы вынуждены будут реагировать соответствующим образом на это, и устранять недостатки, развиваться. Таким образом, рейтинги могли бы быть стимулом для развития и роста юридических компаний. В то же время Алексей Дидковский, партнер юридической фирмы "Шевченко Дидковский и Партнеры", считает, что прибыльность не может быть объективным критерием. По его мнению, некоторые фирмы, чтобы попасть в "топы", специально "прогоняют" средства через свои счета. "Мы с завистью смотрим на украинские рейтинги, – утверждает Алексей Попов, представитель юридической фирмы "Юст" (Россия), - но хотелось бы понять, как эти рейтинги влияют на сам рынок. То есть, дало ли что-то юридической фирме, например, то, что она занимает топ-позицию в этом рейтинге, или она этого и не заметила?"
On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь