ua en ru

Закон "О всеукраинском референдуме" нанесет непоправимый ущерб конституционализму и правовой системе Украины, - эксперты


Закон «О всеукраинском референдуме» (№6278 от 29.04.2010), принятый Верховной Радой 6 ноября, в случае обретения им силы, нанесет непоправимый ущерб конституционализму и правовой системе Украины. Об этом говорится в открытом письме правозащитных и юридических общественных и профессиональных объединений на имя Президента Украины Виктора Януковича.

«Во-первых, этим законом, вопреки положениям раздела XIII Конституции, устанавливается возможность изменения Конституции (в том числе принятие ее в новой редакции) на референдуме по народной инициативе без участия парламента... Во-вторых, закон позволяет отмену действующей Конституции на референдуме без принятия новой Конституции. Это может иметь непредсказуемые последствия: или восстановление Конституции УССР 1978 г., что является нонсенсом, или конституционный вакуум, что фактически будет означать ликвидацию государства, поскольку вся сегодняшняя правовая система основана на Конституции и не допускает возможности существования без нее. В-третьих, закон закрепляет возможность принятия на всеукраинском референдуме новой Конституции Украины без урегулирования порядка подготовки, обсуждения проекта новой Конституции. Это может привести к узурпации власти путем проведения манипулятивного референдума. Причем, закон устанавливает, что порядок принятия новой редакции Конституции устанавливается этим законом. Это противоречит решению Конституционного суда Украины от 16.04.2008 г., согласно которому украинский народ имеет право принимать Конституцию на всеукраинском референдуме по народной инициативе в порядке, установленном Конституцией и законами Украины», - сказано в письме.

Читайте также: Закон о всеукраинском референдуме направлен на подпись Президенту

«В-четвертых, закон устанавливает неконституционный порядок вступления в силу законов Украины - со дня объявления ЦИК результатов референдума. Этим проигнорированы конституционные предписания статей 57 и 94 Конституции о запрете введения в действие неопубликованных или недоказанных до сведения населения законов. В-пятых, закон противоречит европейским стандартам организации и проведения референдумов. В частности Закон не соответствует положениям резолюции ПАСЕ № 1121 (1997) «О инструменты участия граждан в представительной демократии», Руководящим принципам для конституционных референдумов на национальном уровне, принятым Венецианской Комиссией 6-7 ноября 2001 г. (Венеция), Кодекса надлежащей практики относительно референдумов , принятом Советом по демократическим выборам и Венецианской комиссией 16-17 марта 2007 года (Венеция)...», - отмечают эксперты.

«В-шестых, закон закрепляет недемократическую систему проведения всеукраинского референдума. Органы государственной власти и местного самоуправления смогут непосредственно влиять на исход референдума практически на всех этапах его проведения. Так, устанавливается недемократический порядок формирования персонального состава окружных и участковых комиссий референдума. Согласно закону, состав комиссий формируется по представлению руководителей соответствующих органов местного самоуправления и утверждается вышестоящими комиссиями. Закон не предусматривает в процессе формирования комиссий референдума участия политических партий и даже возможности иметь для них собственных официальных наблюдателей. Это не соответствует положениям статьи 36 Конституции, по которой политические партии содействуют формированию и выражению политической воли граждан. Установленный законом порядок осуществления агитации референдума не гарантирует право доступа к СМИ на равных условиях всем заинтересованным группам, нарушает конституционное право физических лиц на свободу мысли и слова (статья 34). ЦИК наделяется полномочиями осуществлять агитацию за вопрос референдума за счет средств государственного бюджета, выделенных на организацию и проведение всеукраинского референдума. Закон не содержит норм о минимально необходимое количество участников референдума для признания его правовой значимости. То есть, сколь угодно малого количества лиц, проголосуют, достаточно для результативности референдума, в том числе конституционного», - сказано в письме.

Читайте также: Парламент принял закон о всеукраинском референдуме

«В-седьмых, голосование за закон состоялось с нарушениями Конституции и регламента Верховной Рады. Фактически, голосовался законопроект в неизвестной редакции, поскольку текста, подготовленного ко второму чтению, с предложениями субъектов права законодательной инициативы, роздан депутатам не было. Тогда как по решению от 10 июля 2010 г., он был направлен на повторное второе чтение, поскольку часть его норм не соответствует Конституции», - подчеркнули авторы.

«Таким образом, закон «О всеукраинском референдуме» противоречит Конституции Украины и европейским стандартам, проголосован с нарушениями регламента Верховной Рады и в случае вступления в силу нанесет непоправимый ущерб конституционализму и правовой системе Украины. Поэтому призываем Президента Украины как гаранта Конституции, применить к этому закону право вето и вернуть в парламент с предложением существенно доработать закон в аспекте приведения его в соответствие с Конституцией и международными стандартами», - резюмировали специалисты.