ua en ru

СКМ получит контроль над оператором грузовых вагонов "Лемтранс"

Группа "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ) Рината Ахметова получила разрешение Антимонопольного комитета на получение контроля над ООО "Лемтранс" - крупнейшим в Украине частным оператором грузовых вагонов. Об этом изданию "Коммерсант-Украина" сообщили в пресс-службе компании.

Это позволит СКМ увеличить свою долю с 19,95% уставного фонда до более 50%. "После получения разрешения на концентрацию от иностранных антимонопольных органов и завершения всех формальностей СКМ планирует получить контрольный пакет в "Лемтрансе". После этого компания сможет войти в состав нашего транспортного направления, и в будущем мы надеемся довести свою долю в ней до 100%",- отметили в СКМ.

Планируемую сумму сделки в СКМ не разглашают: "Мы можем сказать, что скорее всего это будут и прямые инвестиции в компанию, и покупка долей других участников". Поскольку у "Лемтранса" несколько собственников, сделка может быть завершена не ранее конца этого года. Своих партнеров в "Лемтрансе" в СКМ не разглашают. По данным участников рынка, среди совладельцев "Лемтранса" - народные депутаты от Партии регионов Антон Пригодский и Игорь Гуменюк. Получить их комментарии изданию не удалось. Впрочем, источник, знакомый с условиями сделки, подтвердил, что, в частности, будет выкуплена доля, подконтрольная Пригодскому.

В СКМ объясняют, что сделка необходима, чтобы развивать "Лемтранс" более высокими темпами. "Мы, как миноритарные акционеры, несколько лет присматривались к бизнесу. С 2009 года принимали активное участие в работе набсовета. Капитальные инвестиции в увеличение вагонного парка "Лемтранса" только в этом году могут составить 350 млн долл., и мы готовы поддержать эти планы дополнительным акционерным капиталом,- объяснили в СКМ.- Но, согласно предварительным переговорам, никто из действующих собственников "Лемтранса" не готов столько инвестировать в развитие компании, и поэтому все рассматривают вариант выхода из состава участников ООО".

Компания "Лемтранс" - крупнейший частный перевозчик грузов и экспедитор, создана в 1999 году. Эксплуатирует более 12 тыс. единиц подвижного состава (весь частный парк полувагонов в Украине - 26 тыс.). Объем перевозок в прошлом году составил 40,4 млн т (+30,7%), что, по данным СКМ, составляет 8,5% рынка грузовых перевозок и 14,5% рынка перевозок в полувагонах. По оценкам ИК "АРТ-Капитал", годовая выручка "Лемтранса" достигает порядка 3,8 млрд грн, чистая прибыль - около 480 млн грн, EBITDA - около 750 млн грн.

Старший аналитик "АРТ-Капитала" Алексей Андрейченко оценивает 100% "Лемтранса" в 4,8 млрд грн (600 млн долл.), стоимость 80,05% доли может составлять до 480 млн долл. ""Лемтранс" как бизнес оценивается исходя из стоимости российских аналогов на уровне 4,4 млрд грн, но компания также владеет 49,96% акций "Укртранслизинга", стоимость капитала которого оценивается в 0,8 млрд грн по аналогичному принципу",- отметил Андрейченко.

Гендиректор ассоциации "Металлургпром" Василий Харахулах отмечает, что контроль над вагонным парком важен СКМ с точки зрения обеспечения перевозок продукции ее ключевых компаний - "Метинвеста" и ДТЭК. "Наличие собственного вагонного состава в данном сегменте - это существенное преимущество, поскольку позволяет обеспечить стабильность поставок, что особенно важно с учетом проблем с возвратом вагонов, имевших место в отрасли в начале прошлого года", - говорит Харахулах. По данным СКМ, в 2011 году грузопоток предприятий группы по железной дороге составил 98 млн т - 21% от всего рынка грузоперевозок. Всего по итогам прошлого года по железной дороге было перевезено 468 млн т (+8,2%). Парк "Лемтранса" в его нынешнем состоянии способен обеспечить перевозку около 40% грузопотока предприятий СКМ, говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. В прошлом году "Лемтранс" купил более 1,38 тыс. полувагонов.

Алексей Андрейченко говорит, что 350 млн долл. достаточно для покупки около 5 тыс. полувагонов. В планах СКМ - увеличить парк до 20 тыс. вагонов. "СКМ нужен намного больший парк, чем сейчас, учитывая, что объемы перевозок с предприятий должны расти",- говорит господин Вовк. Так, по итогам 2011 года "Лемтранс" перевез 18 млн т каменного угля (+42,6%), 11,48 млн т железорудного сырья (+29,3%) и 3,37 млн т черных металлов (+43%).

Наличием собственного парка озаботились не только в СКМ. В отчете для акционеров компании Ferrexpo говорилось, что за счет перевозки продукции вагонами собственного парка компания ежегодно экономит 2 млн долл., напоминает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. На начало года у Ferrexpo было 1045 собственных вагонов. Скидка к тарифу на собственных вагонах составляет 17%, но в прошлом году компания перевозила на них только две трети своей продукции. "До конца лета компания планирует увеличить парк до 1933 вагонов и затем приобрести еще 500 единиц, что позволит Ferrexpo полностью перевозить свою продукцию самостоятельно и экономить ежегодно около 3-4 млн долл. В случае СКМ ежегодная экономия может достигать 12-20 млн долл. и более при общем парке в 12 тыс. единиц, в зависимости от интенсивности использования вагонов",- подсчитал господин Тополюк. В СКМ общий объем затрат на железнодорожные перевозки собственных грузов оценивают в сумму свыше 1 млрд долл. "В свое время крупные российские сталелитейные компании пошли по пути организации частного парка вагонов, чтобы не зависеть от монополии "Российских железных дорог" и их грузовых компаний",- добавляет Сергей Вовк. Он также оценивает "Лемтранс" как самостоятельный бизнес: "Полувагоны - это самый дефицитный сегмент, который востребован на рынке и при замедлении темпов развития экономики, и в периоды пикового роста ВВП".