ua en ru

Масличные заводы в Украине не могут экспортировать продукты переработки подсолнечника из-за нехватки вагонов, - "Укролияпром"

В Украине около 15-20 масложировых предприятий находятся на грани остановки из-за отсутствия возможности экспортировать шрот и жмых подсолнечника железнодорожным транспортом. Об этом заявили в ассоциации "Укролияпром", сообщает издание "Коммерсант-Украина".

Такая ситуация возникла после того, как с 1 февраля "Укрзализныця" (УЗ) запретила компаниям использовать вагоны УЗ для вывоза грузов за пределы страны. Украина экспортирует жмых и шрот железнодорожным транспортом в страны Прибалтики и Белоруссию. "Укролияпром" объединяет 36 предприятий, среди которых заводы компаний Bunge, Cargill, "Олком" и "Кернел".

Ежемесячный объем экспорта жмыха и шрота составляет 70-80 тыс. т при производстве в 300-340 тыс. т. "Предприятия не располагают мощностями для хранения этой продукции",- говорят в ассоциации. "Ситуация усугубляется морозами - если сейчас остановить завод, оборудование может выйти из строя", - отметили в пресс-службе компании "Кернел". Избыточное накопление шрота и жмыха может привести к тому, что новую продукцию будет некуда отгружать. "Также предприятия рискуют не выполнить внешнеэкономические контракты на поставку шрота и жмыха",- добавили в "Кернеле".

В пресс-службе "Укрзализныци" подтвердили введение запрета на вывоз зерновозов за пределы Украины: "Это временная мера, которая обусловлена острой потребностью в зерновозах на внутреннем рынке". В УЗ уточняют, что они необходимы для перевозки зерна в порты. Ранее зернотрейдеры заявляли о дефиците вагонов. "Мы можем контролировать перемещение и своевременный возврат вагонов, находящихся внутри страны, но не тех, которые вывозятся в страны СНГ. Компании иногда не возвращают их по 35-40 суток",- подчеркивают в УЗ. В пресс-службе напоминают, что не обязаны предоставлять зерновозы на экспорт: "Мы такое же бизнес-предприятие, как и агрокомпании, и точно так же должны зарабатывать. Сейчас внутренний рынок для нас приоритетнее".

Представитель одного из крупнейших переработчиков масла отмечает, что компании оказались просто не готовы к таким действиям УЗ. "За один день зерновозы не купишь, это вопрос инвестиций. Тем более раньше таких проблем не возникало",- рассказывает собеседник издания. При этом альтернативы железнодорожным перевозкам нет, уверен начальник аналитической службы "АПК-Информ" Родион Рыбчинский. "Основная масса маслоперерабатывающих предприятий находится в центре, на востоке и юге Украины. Поэтому расстояние от завода до границы с Белоруссией - свыше 1 тыс. км, что делает экономически невыгодным экспорт шрота, например, автотранспортом",- объясняет эксперт.

По словам собеседника издания в одной из компаний-переработчиков, заводы намерены отправить совместные письма правительству, в частности, первому вице-премьеру-министру экономразвития и торговли Андрею Клюеву. В УЗ говорят, что экспортные перевозки восстановятся, как только утихнет ажиотаж на вагоны внутри страны.