ua en ru

Рада не разрешила Кабмину вводить чрезвычайное положение в топливно-энергетическом комплексе

Народные депутаты не поддержали в первом чтении  законопроект № 4117а "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе"

Народные депутаты не поддержали в первом чтении законопроект № 4117а "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе". За соответствующее решение проголосовали 142 нардепа.

Из 86 депутатов фракции "Батькивщина" "за" проголосовали 75, из 72 внефракционных нардепов за проголосовали 12, с 39 нардепов из группы "Экономическое развитие" проголосовали "за" 27, из 35 депутатов группы "Суверенная европейская Украина" законопроект поддержали 13 нардепов, из 32 депутатов группа "За мир и стабильность" 1 отдал голос "за".

Вместе с тем, 81 нардеп из фракции Партии регионов , 35 нардепов из фракции ВО "Свобода" и 24 парламентариев из фракции Коммунистической партии Украины ни один не отдал свой глос за этот правительственный законопроект.

За альтернативные законопроекты № 4117а-1 и № 4117а-2 проголосовали еще меньше нардепов - 93 и 27 соответственно. Предложение спикера ВР Александра Турчинова о возвращении к рассмотрению правительственного законопректу поддержал лишь 181 нардеп.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, этот законопроект определяет основания введения особого периода в топливно-энергетическом комплексе и устанавливает правовые и организационные принципы функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в особый период.

В частности, законопроект дает определение, что "особый период в топливно-энергетическом комплексе - это период функционирования топливно-энергетического комплекса в условиях ограничения и/или прекращения поставок энергоносителей на территорию Украины, а также в других случаях, определенных законом".

Решение о введении и прекращении особого периода в ТЭК принимает Кабинет министров Украины.

Законопроект предусматривает, что в случае наступления особого периода предприятия трубопроводного транспорта и учреждения и организации нефтегазовой отрасли "обязаны действовать в соответствии с законами Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации", "О функционировании топливно-энергетического комплекса в особый период", "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе", Положением о мобилизационной подготовке народного хозяйства Украины и нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти, осуществляющего формирование государственной политики в топливно-энергетическом комплексе, независимо от условий заключенных договоров".

Порядок деятельности предприятий ТЭК в особый период устанавливает Кабинет министров Украины и определяет особенности осуществления такой деятельности; особенности функционирования централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления объединенной энергетической системой Украины и единого диспетчерского (оперативно-технологического управления Единой газотранспортной системой Украины; перечень оснований, при которых возможно прекращение или ограничение энергоснабжения, газоснабжения потребителей; осуществление контроля за балансом поступления и распределения топлива.

Кабинет министров Украины, согласно законопроекту, также может принять решение относительно обязательной продажи природного газа газодобывающими негосударственными предприятиями (то есть доля государства в уставном фонде которых составляет менее 50%) теплогенерирующим компаниям для удовлетворения потребностей населения в услугах по отоплению и горячему водоснабжению.

Вместе с тем законопроект предлагает разрешить в особый период ограничение энергоснабжения объектов в сфере теплоснабжения в отопительный сезон ниже технологического минимума потребление природного газа.

Также законопроект предусматривает, что его действие относительно процедуры погашения задолженности предприятиями ТЭК и производства по делам о банкротстве предприятий ТЭК, принимающих участие в процедуре погашения задолженности на условиях, определенных законом Украины "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", применяются до 1 января 2016 г. (а не до 1 января 2014 г., как это указано в действующем законодательстве).

Напомним, сегодня Рада планировала рассмотреть законопроекты о ЧП на энергетическом рынке и реформе "Нафтогаза".