ua en ru

Повышением акцизов Минэнерго и Кабмин стимулируют производство и импорт топлива низкого качества, - эксперт

Правительство в целом и Минэнергоугля в частности не заинтересованы в том, чтобы поднимать требования к качеству нефтепродуктов, которые производятся в Украине. Такое мнение РБК-Украина озвучил директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

Вместо этого, в Кабмине планируют повышение акцизов на топливо, что приведет к росту цены бензина и дизеля на 1,5-2 грн за литр.

Напомним, как сообщается со ссылкой на источник в Миндоходов, в январе-марте 2013 г. поступления по акцизам на бензины и дизтопливо в госбюджет снизились на 36,2% (949,68 млн грн) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года - до 1,68 млрд грн.

Самые большие недочисления приходится на бензин. В I квартале в бюджет с него поступило 1,12 млрд грн акцизного сбора, что на 41,7% (803,17 млн грн) меньше, чем в 2012 г. Поступления акциза с дизтоплива снизилось на 21,02% (146,5 млн грн) - до 550,5 млн грн.

По инициативе "Укравтодора" Кабмин собирается существенно поднять акцизы на топливо, что приведет к повышению цен на бензин и дизель на 1,5-2 грн. Зато эксперты обращают внимание правительства на то, что повысив контроль за качеством топлива и соответствием суммы акцизов качества топлива, можно будет избежать повышения стоимости топлива без потерь для бюджета.

"Хотя декларативно на уровне профильного министерства и правительства заявляется о необходимости перехода к стандартам высшего качества, власть пытается консервировать существующий статус-кво, чтобы оставлять нишу для "бодяги", выпуск и поставки которой крышуют коррумпированные чиновники, в т.ч. из правоохранительной системы ", - констатировал эксперт.

Гончар напомнил, что украинским НПЗ ставят требование выпуска продукции по стандарту Евро-3, в то время как в Европе задумываются над поднятием планки к Евро-6. Таким образом, даже импортный бензин в Украине ниже качества чем в Европе.

"Акцент делается на том, что, мол, основные автомобили, которые у нас используются, - советско-российские и происходит потребление, соответственно, не особо качественного топлива. Но это фальшивый посыл. Потому что в принципе правительство должно формировать и правила игры на рынке , и ответные планки устанавливать, чтобы было к чему стремиться ", - резюмировал эксперт.