ua en ru

Прозрачные приватизационные аукционы увеличивают прибыль государства в разы, - эксперт

Причиной успешной продажи государственных пакетов акций "Закарпатьеоблэнерго" и "Винницаоблэнерго" является прозрачность аукционов и наличие конкуренции, считает вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко.

Как сообщалось, 26 ноября на Украинской межбанковской валютной бирже прошел аукцион по продаже 25% акций энергоснабжающей компании "Закарпатьеоблэнерго", в котором приняли участие инвестиционные компании "Фортуна" и "Бизнес-Инвест".

При начальной цене пакета в 62 млн грн, 25% акций компании были проданы за 255 млн грн. "Благодаря открытому аукциону превышение конечной цены над стартовой составило 211%", - отмечает эксперт.

В то же время при продаже контрольного пакета акций "Закарпатьеоблэнерго" в 2012 г. при стартовой цене в 135 млн грн государство получило всего 140,7 млн грн. "Тогда на 4% больше от стартовой цены предложила компания "Энергетическая Украина ТВ", которая и стала победителем конкурса. Второй участник - ООО "Луганское энергетическое объединение" - не проявил реального интереса к торгам", - напомнил эксперт.

27 ноября состоялся еще один аукцион - по продаже 25% акций компании "Винницаоблэнерго", в котором приняли участие четыре претендента на приобретение данного пакета. При стартовой цене пакета 81,75 млн грн, он был продан за 112,73 млн грн. Превышение цены продажи над стартовой ценой составило 38%.

При этом Бутко напомнил, что в 2012 г. 50% акций "Винницаоблэнерго" были проданы ООО "Луганское энергетическое объединение" всего за него 176,2 млн грн при стартовой стоимости 167,65 млн грн, а рост цены составил всего 5%.

"Нынешние результаты проведения открытых аукционов по продаже государственных пакетов акций энергогененирующих предприятий резко контрастируют с передачей в частные руки энергообъектов в 2011-2013 годах, - отмечает эксперт, объясняя это тем, - что в предыдущие годы данные стратегические для национальной безопасности предприятия продавались не на аукционах, а на конкурсах".

При этом, Бутко напоминает, что Фондом госимущества намеренно утверждались такие условия приватизации - "под конкретного покупателя", - при которых этот конкретный покупатель не испытывал конкуренции, соответственно мог приобрести объект по цене, ниже рыночной. "Соответственно, в государственный бюджет поступали суммы, не соответствующие рыночной стоимости продаваемых объектов", - отмечает эксперт.

"В условиях резкого снижения макроэкономических показателей, роста бюджетного дефицита, военного противостояния на востоке Украины ФГИ не имеет права продолжать порочную практику прошлых лет, когда осуществлялись адресные продажи стратегических для национальной безопасности объектов. Приватизация государственной собственности должна быть организована на принципах состязательности, открытости, честности и транспарентности. Создание максимально конкурентных условий позволит продать пакеты акций крупных отечественных предприятий по высокой цене, обеспечив поступления в государственный бюджет. Что мы видим на примерах продажи госпакетов акций "Закарпатьеоблэнерго" и "Винницаоблэнерго"", - уверен Бутко.

Он также напомнил, что одной из главных целей ФГИ является продажа государственного имущества частным инвесторам по максимально возможной цене.

"Одним из основных принципов проведения приватизации является достижение максимального экономического эффекта от продажи объектов госсобственности. Как показывает практика, это возможно исключительно при условии проведения открытых аукционов, единственным критерием определения победителя в которых является наивысшая цена, предложенная одним из претендентов на покупку госпакетов акций", - считает Бутко.