ua en ru

ТОП-10 реформ диджитализации в налогообложении

ТОП-10 реформ диджитализации в налогообложении Государственная налоговая служба Украины (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Даниил Гетманцев
Даниил Гетманцев
народний депутат

Честное налогообложение возможно только при условии простых и понятных налоговых процедур, а цифровизация делает процесс более быстрым и прозрачным. О том, какие цифровые решения введут в Украине в этой области – читайте в колонке главы финансового комитета ВРУ и секретаря Национального совета по восстановлению Украины от последствий войны Даниила Гетманцева для РБК-Украина.

Справедливость в сфере налогообложения напрямую зависит от простоты, прозрачности и доступности налоговых процедур. Это возможно только через диджитализацию, которая минимизирует человеческий фактор, ускоряет обработку данных и снижает коррупционные риски.

В последние годы в Украине сделаны отдельные шаги в этом направлении, однако их недостаточно. Налогоплательщики ожидают качественного сервиса, автоматизации и прогнозируемости.

В перспективе цифровизация должна позволить отменить представление налоговой отчетности и перейти к модели, где налоговые органы самостоятельно формируют начисления на основе данных плательщика (в частности SAF-T), а роль плательщика – только подтверждать или отрицать эти данные. Однако сейчас первоочередным является внедрение базовых реформ, перечень которых представлен ниже.

1. Введение E-аудита (SAF-T UA)

Е-аудит предусматривает представление стандартного аудиторского файла SAF-T UA и использование результатов его обработки в CRM-системе по риск-ориентированному подходу. Это обеспечивает:

  • возможность самоконтроля для плательщиков перед подачей SAF-T UA;
  • автоматического формирования перечня налоговых рисков у налогоплательщиков;
  • полноценный риск-ориентированный отбор к проверкам;
  • повышение качества аналитики и снижение коррупционных рисков.

Сейчас внедрение отстает более чем на полгода: система должна была работать с 1 апреля 2025 года, но до сих пор не запущена. Дальнейшее промедление недопустимо.

2. Е-акциз: электронная прослеживаемость подакцизных товаров

Система обеспечивает полный контроль оборота алкоголя, табака и жидкостей для электронных сигарет. Ожидаемые результаты:

  • детенизация рынка и равные правила конкуренции;
  • прирост налоговых поступлений;
  • автоматизация обращения акцизных марок;
  • отслеживание движения товара к конечному потребителю.

За два года необходимое ПО так и не создано, тестирование не начато. Провал сроков создает риски миллиардных потерь. В парламенте уже подготовлено решение о переносе реформы до 2026 года.

3. Автоматизация обмена информацией с налоговыми органами других стран

Автоматизированный обмен запросами:

  • устраняет коррупционный риск "потери" запросов при отправке;
  • ускоряет международный налоговый обмен;
  • усиливает контроль за операциями нерезидентов, ТЦО, пассивными доходами, КИК;
  • предотвращает дублирование запросов.

Несмотря на выделенное финансирование Государственного бюджета в 2025г, разработка сорвана, и реформа в этом году нереализована.

4. Использование аналитической системы СОД РРО для отбора на фактические проверки

Эффективное применение СОД РРО должно обеспечить:

  • выход на проверки только при наличии высоких рисков;
  • минимизацию давления на добропорядочный бизнес.

Хотя система работает более полугода, ее используют поверхностно - продолжают фиксировать мелкие нарушения у легального бизнеса, тогда как теневые сети не охвачены. Требует пересмотра подходов.

5. Обязательное использование боди-камер во время фактических проверок

Боди-камеры:

  • обеспечивают объективность и доказательность;
  • фиксируют весь процесс проверки;
  • минимизируют коррупцию.

Реформа фактически сорвана, поскольку руководством ГНС отменена обязательность применения камер. Это нивелирует цель закупок и создает риски злоупотреблений. Необходимо восстановить обязательное применение.

6. Автоматизация камеральных проверок

Е-камералка позволит:

  • автоматически проверять всю отчетность;
  • выявлять ошибки и расхождения;
  • повысить качество данных и снизить трудозатраты работников;
  • повысить уровень добровольного соблюдения законодательства плательщиками.

Разработку ИТ-решения завершается, запуск в тестовый режим ожидают на начало 2026 года.

7. Предзаполнение декларации по НДС

Все данные для автоматического предзаполнения декларации уже имеются в налоговой. Это:

  • упрощает заполнение налоговой декларации по НДС;
  • позволяет плательщику видеть потенциальные риски и ошибки;
  • повышает качество декларирования и уровень соблюдения законодательства.

Несмотря на наличие всех необходимых данных, разработка сервиса ГНС до сих пор не осуществлена.

8. Автоматизация администрирования имущественных налогов

Е-решение должно обеспечить:

  • полноту учета объектов налогообложения и налогоплательщиков;
  • корректность формирования НУР для физических лиц;
  • надлежащий контроль уплаты имущественных налогов юридическими лицами.

Доработка продолжается второй год, а модуль по недвижимости только готовится. Это важно, поскольку значительная часть граждан не получает НУР, но должна была бы, или получает их безосновательно.

9. Автоматизация работы с налоговым долгом

Разработка двух IT решений должна обеспечить:

  • электронный формат направления в банки платежных поручений (электронных инкассовых);
  • создание электронных дел должников;
  • электронное взаимодействие с плательщиками;
  • ускорение взыскания налогового долга и повышение эффективности управления налоговым долгом;
  • снижение коррупционных рисков.

Ожидаем полноценный запуск работы системы электронных инкассовых с января 2026 года, хотя должно было заработать еще в начале 2025 года, сейчас только тестируется.

А вот заключение договора на разработку ПО по автоматизации всего процесса погашения налогового долга провалено из-за отсутствия финансирования, запуск отсрочен до 2026 года.

10. Автоматизированная система управления налоговыми рисками (АСУНР)

Система обеспечит:

  • автоматическое формирование профиля риска плательщика (высокий, средний, низкий);
  • информирование плательщика о его профиле риска и перечень собственных рисков из открытой части;
  • автоматическое формирование задач для налоговиков в зависимости от профиля риска о предоставлении сервиса или осуществления мероприятий налогового контроля;
  • предложение вариантов для плательщика путей исправления налоговых рисков;
  • предсказуемость и прогнозируемость для плательщиков в отборе к налоговым проверкам;
  • минимизация влияния человеческого фактора и коррупционных рисков.

АСУПР – ключевой элемент реформы, срок внедрения – до 2028 года. Однако пока нет финансирования и реальных этапов разработки.