ТОП-10 реформ диджитализации в налогообложении
Государственная налоговая служба Украины (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Честное налогообложение возможно только при условии простых и понятных налоговых процедур, а цифровизация делает процесс более быстрым и прозрачным. О том, какие цифровые решения введут в Украине в этой области – читайте в колонке главы финансового комитета ВРУ и секретаря Национального совета по восстановлению Украины от последствий войны Даниила Гетманцева для РБК-Украина.
Справедливость в сфере налогообложения напрямую зависит от простоты, прозрачности и доступности налоговых процедур. Это возможно только через диджитализацию, которая минимизирует человеческий фактор, ускоряет обработку данных и снижает коррупционные риски.
В последние годы в Украине сделаны отдельные шаги в этом направлении, однако их недостаточно. Налогоплательщики ожидают качественного сервиса, автоматизации и прогнозируемости.
В перспективе цифровизация должна позволить отменить представление налоговой отчетности и перейти к модели, где налоговые органы самостоятельно формируют начисления на основе данных плательщика (в частности SAF-T), а роль плательщика – только подтверждать или отрицать эти данные. Однако сейчас первоочередным является внедрение базовых реформ, перечень которых представлен ниже.
1. Введение E-аудита (SAF-T UA)
Е-аудит предусматривает представление стандартного аудиторского файла SAF-T UA и использование результатов его обработки в CRM-системе по риск-ориентированному подходу. Это обеспечивает:
- возможность самоконтроля для плательщиков перед подачей SAF-T UA;
- автоматического формирования перечня налоговых рисков у налогоплательщиков;
- полноценный риск-ориентированный отбор к проверкам;
- повышение качества аналитики и снижение коррупционных рисков.
Сейчас внедрение отстает более чем на полгода: система должна была работать с 1 апреля 2025 года, но до сих пор не запущена. Дальнейшее промедление недопустимо.
2. Е-акциз: электронная прослеживаемость подакцизных товаров
Система обеспечивает полный контроль оборота алкоголя, табака и жидкостей для электронных сигарет. Ожидаемые результаты:
- детенизация рынка и равные правила конкуренции;
- прирост налоговых поступлений;
- автоматизация обращения акцизных марок;
- отслеживание движения товара к конечному потребителю.
За два года необходимое ПО так и не создано, тестирование не начато. Провал сроков создает риски миллиардных потерь. В парламенте уже подготовлено решение о переносе реформы до 2026 года.
3. Автоматизация обмена информацией с налоговыми органами других стран
Автоматизированный обмен запросами:
- устраняет коррупционный риск "потери" запросов при отправке;
- ускоряет международный налоговый обмен;
- усиливает контроль за операциями нерезидентов, ТЦО, пассивными доходами, КИК;
- предотвращает дублирование запросов.
Несмотря на выделенное финансирование Государственного бюджета в 2025г, разработка сорвана, и реформа в этом году нереализована.
4. Использование аналитической системы СОД РРО для отбора на фактические проверки
Эффективное применение СОД РРО должно обеспечить:
- выход на проверки только при наличии высоких рисков;
- минимизацию давления на добропорядочный бизнес.
Хотя система работает более полугода, ее используют поверхностно - продолжают фиксировать мелкие нарушения у легального бизнеса, тогда как теневые сети не охвачены. Требует пересмотра подходов.
5. Обязательное использование боди-камер во время фактических проверок
Боди-камеры:
- обеспечивают объективность и доказательность;
- фиксируют весь процесс проверки;
- минимизируют коррупцию.
Реформа фактически сорвана, поскольку руководством ГНС отменена обязательность применения камер. Это нивелирует цель закупок и создает риски злоупотреблений. Необходимо восстановить обязательное применение.
6. Автоматизация камеральных проверок
Е-камералка позволит:
- автоматически проверять всю отчетность;
- выявлять ошибки и расхождения;
- повысить качество данных и снизить трудозатраты работников;
- повысить уровень добровольного соблюдения законодательства плательщиками.
Разработку ИТ-решения завершается, запуск в тестовый режим ожидают на начало 2026 года.
7. Предзаполнение декларации по НДС
Все данные для автоматического предзаполнения декларации уже имеются в налоговой. Это:
- упрощает заполнение налоговой декларации по НДС;
- позволяет плательщику видеть потенциальные риски и ошибки;
- повышает качество декларирования и уровень соблюдения законодательства.
Несмотря на наличие всех необходимых данных, разработка сервиса ГНС до сих пор не осуществлена.
8. Автоматизация администрирования имущественных налогов
Е-решение должно обеспечить:
- полноту учета объектов налогообложения и налогоплательщиков;
- корректность формирования НУР для физических лиц;
- надлежащий контроль уплаты имущественных налогов юридическими лицами.
Доработка продолжается второй год, а модуль по недвижимости только готовится. Это важно, поскольку значительная часть граждан не получает НУР, но должна была бы, или получает их безосновательно.
9. Автоматизация работы с налоговым долгом
Разработка двух IT решений должна обеспечить:
- электронный формат направления в банки платежных поручений (электронных инкассовых);
- создание электронных дел должников;
- электронное взаимодействие с плательщиками;
- ускорение взыскания налогового долга и повышение эффективности управления налоговым долгом;
- снижение коррупционных рисков.
Ожидаем полноценный запуск работы системы электронных инкассовых с января 2026 года, хотя должно было заработать еще в начале 2025 года, сейчас только тестируется.
А вот заключение договора на разработку ПО по автоматизации всего процесса погашения налогового долга провалено из-за отсутствия финансирования, запуск отсрочен до 2026 года.
10. Автоматизированная система управления налоговыми рисками (АСУНР)
Система обеспечит:
- автоматическое формирование профиля риска плательщика (высокий, средний, низкий);
- информирование плательщика о его профиле риска и перечень собственных рисков из открытой части;
- автоматическое формирование задач для налоговиков в зависимости от профиля риска о предоставлении сервиса или осуществления мероприятий налогового контроля;
- предложение вариантов для плательщика путей исправления налоговых рисков;
- предсказуемость и прогнозируемость для плательщиков в отборе к налоговым проверкам;
- минимизация влияния человеческого фактора и коррупционных рисков.
АСУПР – ключевой элемент реформы, срок внедрения – до 2028 года. Однако пока нет финансирования и реальных этапов разработки.