Атака на НБУ: кому и зачем понадобилась масштабная кампания по дискредитации
Фото: глава Национального банка Украины Андрей Пышный (facebook.com NationalBankOfUkraine)
В конце года в публичном пространстве появился ряд публикаций, в которых делались попытки поставить под сомнение образование главы Национального банка Украины Андрея Пышного. В Центре противодействия дезинформации тоже это заметили, и даже вышли с сообщением о "системной кампании по дискредитации, целью которой является подрыв доверия к НБУ". Кому это выгодно и кто пытается расшатать кресло главы НБУ — в материале РБК-Украина.
Как формируется нарратив "сомнений"
Ключевой месседж кампании построен на теме образования Пышного. Маскируя отсутствие фактов оценочными суждениями, предположениями и ссылками на привлеченные в кампанию источники, создается иллюзия наличия неоднозначности или даже публичной дискуссии вокруг этого вопроса.
Далее эти утверждения распространяются через блогеров и отдельные информационные площадки и постепенно трансформируются из персональных упреков в отношении образования в более широкие обобщения об уровне доверия ко всей институции Национального банка. В публичном пространстве это также подается как потенциальный риск для дальнейшего сотрудничества НБУ с международными партнерами.
Вместе с тем анализ подобных публикаций позволяет выделить ряд признаков, характерных для информационных кампаний дискредитационного характера.
Во-первых, в материалах часто используется неполная или выборочная информация, которая не подкрепляется проверенными фактами или документами.
Во-вторых, активными распространителями таких сообщений являются блоегры, которые систематически публикуют критические материалы в отношении Национального банка или его руководства. Как правило, эти публикации имеют характер громких заявлений, однако не сопровождаются дальнейшими официальными подтверждениями.
И, наконец, подобные материалы появились синхронно во времени, преимущественно в анонимных Telegram-каналах, что создало эффект массовости без наличия независимых подтверждений из верифицированных источников.
Учитывая более двадцатилетний стаж Пышного в финансовом секторе, руководящие должности в государственных банках и регуляторных структурах, а также политическую карьеру как депутата и члена СНБО, сомнения относительно образования выглядят безосновательными. Ведь назначение на государственные должности невозможно без проверок дипломов и соответствия квалификационным требованиям со стороны как самого НБУ так и других госорганов.

У Пышного за плечами более 20 лет опыта в финсекторе (facebook.com NationalBankOfUkraine)
Назначение на должность председателя Национального банка Украины предусматривает комплексную специальную проверку с привлечением ряда государственных институтов и представлением обобщенного заключения в Верховную Раду. Без положительного результата этой проверки назначение является юридически невозможным.
На запрос РБК-Украина в Верховной Раде подтвердили, что при назначении Андрея Пышного на должность главы НБУ, проверка в отношении него была осуществлена в установленном порядке.
"Специальная проверка в отношении кандидата на занятие должности Председателя Национального банка Украины проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины", — сообщили в Раде.
В аппарате парламента отметили, что процедура проводилась, в частности, согласно ст. 205 Регламента ВР, в которой прописан перечень документов, которые обязательно подает кандидат. Среди них указаны и сведения об образовании.
Таким образом, попытки подать тему образования как неоднозначную и "открытый вопрос" противоречат формальной процедуре, которая была завершена еще в 2022 году. Андрей Пышный имеет два диплома о высшем образовании, в частности экономическое, а также академический стаж — пять лет преподавания в Черновицком государственном университете.
Фейки вокруг регулятора не ограничиваются только темой надлежащего образования Председателя. Одновременно в информпространство забрасывают несколько направлений. Например, среди наиболее "употребляемых" причастность руководства НБУ к различным теневым схемам с участием отдельных банков — игорному бизнесу, выводу валюты за границу, влиянию на операционные процессы и кадровые назначения в финучреждениях.
При этом во внимание не принимается очевидный факт того, что под руководством Пышного НБУ в 2022 году начал борьбу с мискодингом, в результате чего было выведено с рынка несколько недобросовестных банков и финансовых учреждений, продолжается системное обзора работы рынка небанковских финансовых услуг, перекрытие дроп-схем и схем вывода валюты за границу.

Под руководством Пышного НБУ в 2022 году начал борьбу с мискодингом (facebook.com pyshnyy)
Также часто для давления на регулятора используют спекуляции вокруг информации, указанной в декларациях руководителей НБУ. Хотя руководство Национального банка подпадает под категорию усиленной проверки со стороны НАПК, поэтому в случае наличия в декларациях недостоверных или сомнительных данных или несоответствия расходов к накоплениям и доходам — уже была бы соответствующая реакция антикоррупционных органов. Частыми являются и попытки представить надзорную работу Национального банка в отношении отдельных финансовых учреждений как проявление политического давления на их бенефециаров.
Тема, которую реанимируют более 20 лет
Показательно, что вопрос дипломов Пышного возникает не впервые и не спонтанно. В открытых источниках можно найти упоминания того, как в течение двух десятилетий тему периодически возвращают в публичный дискурс.
Впервые она появилась в 2005 году — на фоне внутреннего конфликта в Украинской академии банковского дела в Сумах между руководителями учреждения. Тогда прокуратура не нашла оснований для открытия уголовного дела.
В 2007 году ее использовали как инструмент давления при попытке заблокировать номинацию Пышного в набсовет Ощадбанка и главы Укрэксимбанка. Нацбанк публично подтвердил проверку документов кандидата и отсутствие каких-либо предостережений со стороны регулятора.
В 2012-2013 годах тема была реанимирована в рамках политического давления со стороны тогдашней власти. По словам Андрея Пышного, тогда еще народный депутат Андрей Деркач лично угрожал ему в стенах Верховной рады фабрикацией "дипломного дела" в случае неуступчивости политическим требованиям. Сегодня Деркач является осужденным государственным изменником Украины и героем России.
В 2015 году атаки совпали с очисткой проблемного кредитного портфеля Ощадбанка и подачей банком судебных исков против РФ из-за аннексии Крыма.
В 2023-2024 годах тема снова появляется — уже в контексте дискредитации главы НБУ и попыток подорвать доверие к регулятору.
Типичная механика
В Нацбанке подтвердили, что фиксируют очередную волну дискредитации регулятора, и отметили, что в последние годы периодически сталкиваются с идентичной механикой вбросов. Цель которых также остается неизменной - подорвать легитимность решений и доверие к регулятору, о чем прямым текстом упоминается в одной из таких публикаций.
"Системные персональные атаки — типичный инструмент давления на независимый центробанк, когда регулятор принимает важные решения - в частности сейчас, в период формирования новой программы сотрудничества с МВФ и активизации попыток противника подорвать доверие к ключевым украинским институтам", — отметили в пресс-службе НБУ на запрос РБК-Украина.

В Нацбанке подтвердили, что фиксируют очередную волну дискредитации регулятора (flickr.com National Bank Of Ukraine)
Итак, речь идет о внезапном всплеске внимания к "разоблачениям" со стороны блогеров и псевдоэкспертов с сомнительной репутацией, дальнейшем тиражировании материалов через ряд сайтов и анонимных Telegram-каналов и использовании предположений вместо подтвержденных фактов. Подобные паттерны ранее фиксировались и в других кампаниях дискредитации, в частности вокруг темы "Энергоатома", где фигурировали те же спикеры и информационные площадки.
Народный депутат Ярослав Железняк, комментируя подобные вбросы, иронично назвал их "рубрикой экспертов за 100 долларов", обращая внимание на низкое качество аргументации и откровенную манипулятивность.
Бывший глава Национального банка Степан Кубив, при каденции которого Андрей Пышный возглавлял Ощадбанк, в комментарии РБК-Украина также отметил: повторное поднятие вопроса образования руководителя регулятора не имеет под собой оснований, учитывая действующие законодательные процедуры.
"Я хорошо знаю эту процедуру, потому что сам ее проходил. Назначение главой Национального банка — многоуровневая проверка всеми уполномоченными структурами. Если человек не прошел антикоррупционные, безопасности и другие проверки, он просто не может быть назначен", — отметил Кубив.
Он добавил, что для независимого регулятора особенно важным является соблюдение процедур, учитывая постоянное взаимодействие с международными финансовыми институтами.
"Мы говорим об институте, который работает с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и другими партнерами. Там существует многоуровневое визирование и отчетность, поэтому сомнение в легитимности руководства без решений компетентных органов не имеет оснований", — считает Кубив.
По его словам, аналогичные регламентные процедуры применялись и при назначении Пышного председателем правления Ощадбанка в 2014 году, и никаких оговорок относительно образования или репутации тогда обнаружено не было.
"Ставить под сомнение квалификацию чиновника после многолетней работы в банковской системе — не критика, а предположение", — подчеркнул экс-глава НБУ.
Почему именно сейчас
Время для нынешних атак не случайно. Они активизировались на фоне непростых дискуссий о параметрах новой программы сотрудничества Украины с МВФ, неопределенности по объемам и дальнейшим форматам предоставления международной помощи, обострения ситуации в сфере безопасности.
Дополнительным, но не последним фактором являются также и изменения во внутренней политической среде страны, которые традиционно выводят спящие сети "агентов влияния" из состояния гибернации для усиления информационного давления везде, где это работает на ослабление позиций Украины, турбулентность и подрыв доверия.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО также отреагировали на ситуацию, подтвердив наличие "системной кампании по дискредитации, направленной на подрыв доверия к НБУ".

Против НБУ ведется системная кампания по дискредитации (flickr.com National Bank Of Ukraine)
Сам Андрей Пышный в комментарии РБК-Украина отметил, что оба его диплома являются действительными, а все предусмотренные законом проверки пройдены.
"Это вообще не вопрос об образовании. Те, кто начал кампанию, прекрасно знают, что дипломы есть, они надлежащие и с юридической, и с любой точки зрения. Это факт. Который за два десятилетия моей профессиональной деятельности неоднократно подтверждался прохождением проверок. Цель кампании — традиционна и неизменна много лет: создать иллюзию токсичности, напустить тумана и попытаться подорвать доверие к решениям. Поэтому этот старый плесневелый хлам снова таскают. Не впервые и не в последний раз. Нам свое делать", — отметил он.