Количество случаев COVID-19 в Украине резко возросло, а медики прогнозируют новую вспышку уже в октябре. Могут ли новые штаммы коронавируса поражать сердце? Действительно ли ковид оставляет последствия на месяцы? Стоит ли вакцинироваться сейчас? Об этом в интервью РБК-Украина рассказала доктор медицинских наук, кардиолог Лариса Мищенко.
Главное:
Во время пандемии COVID-19 много говорили о сердечно-сосудистых осложнениях вследствие и коронавирусной инфекции, и даже вакцинации. В конце лета COVID-19 снова ворвался в информационное пространство - заболеваемость стремительно росла в августе и сентябре.
Новую вспышку COVID-19 прогнозируют в октябре и ноябре. При этом специалисты в очередной раз подчеркивают, что поражение вирусом SARS-CoV-2 декомпенсирует все имеющиеся у человека хронические заболевания, а последствия перенесенного COVID-19 человек может чувствовать месяцами.
И хотя поражение новыми штаммами SARS-CoV-2 в основном протекает значительно легче, чем в 2020-2021 годах, вопрос влияния коронавируса на сердце и сосуды остается актуальным.
Какие осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы развиваются чаще всего? Кто входит в группу риска? Почему даже после легкой формы болезни люди могут долго жаловаться на одышку и учащенное сердцебиение? В каких случаях стоит пройти обследование у кардиолога? Об этом в эксклюзивном интервью РБК-Украина рассказала доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, кардиолог высшей категории Института кардиологии и регенеративной медицины им. Н. Д. Стражеско Лариса Мищенко.
– Можно ли говорить о том, что штаммы и субварианты SARS-CoV-2, циркулирующие в последние годы, уже не настолько опасны для сердечно-сосудистой системы, как самые первые - те, что циркулировали в разгар пандемии, то есть в 2020-2021 гг?
– Когда началась пандемия COVID-19 и было очень много случаев тяжелого его течения, наблюдались и сердечно-сосудистые осложнения в острый период инфекции, а также отдаленные последствия этого заболевания.
Довольно часто развивался Long COVID, когда у человека в течение длительного времени - более месяца - сохранялись симптомы слабости и плохого самочувствия. То есть человек долго не мог восстановиться, чтобы чувствовать себя так, как до заболевания.
Симптомы могли быть не специфическими для Long COVID, но окончательное выздоровление не наступало и "затягивалось".
Сейчас циркулируют новые субварианты SARS-CoV-2, и даже во время вспышек, когда одновременно болеют многие пациенты, столь тяжелых последствий, как в период пандемии, уже нет.
Изменились и данные научной литературы. Согласно результатам анализов, сделанных в течение 2020-2022 годов (изучались случаи COVID-19 за 2020 и 2021 годы), речь шла о росте риска тромбоэмболических осложнений, инфаркта миокарда, миокардита, ухудшении течения сердечной недостаточности.
Сейчас же ученые, опираясь на данные анализов за 2023-2024 гг., когда преобладали легкие и средней тяжести формы COVID-19, говорят о минимальных последствиях для сердечно-сосудистой системы.
– А какие осложнения COVID-19 со стороны сердечно-сосудистой системы являются самыми распространенными? И какие пациенты относятся к группам риска?
– Одним из самых частых осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы является развитие миокардита или перикардита. Это может быть обусловлено как непосредственно воздействием вируса на ткань сердца, так и развиваться вследствие цитокинового шторма, если у человека было тяжелое течение заболевания.
Равнозначным по частоте является развитие венозных тромбозов и тромбоэмболии легочной артерии вследствие усиленной свертываемости крови. Могут развиваться не только венозные, но и артериальные тромбозы.
И у определенного количества пациентов с инфарктом миокарда после перенесенного COVID-19 обнаруживают тромбообразование в артериях без разрыва атеросклеротических бляшек, которые в рутинных ситуациях без коронавирусной инфекции и являются пусковым фактором для развития тромбоза коронарных артерий.
На фоне тяжелого течения COVID-19 может наблюдаться развитие или возвращение нарушений сердечного ритма. Чаще всего речь идет о фибрилляции предсердий или экстрасистолической аритмии.
В зоне риска - пациенты старших возрастных групп, потому что они обычно имеют не одну проблему со стороны сердечно-сосудистой системы, а целый комплекс различных проблем и коморбидных (сопутствующих) состояний.
Наиболее уязвимыми категориями пациентов являются люди с ишемической болезнью сердца, а особенно - с сердечной недостаточностью.
К уязвимым категориям пациентов также относятся люди с метаболическими нарушениями - сахарным диабетом 2 типа и ожирением. Обычно эти метаболические нарушения ассоциируются с артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и сердечной недостаточностью.
Это те категории пациентов, которые составляют группы риска развития неблагоприятных сердечно-сосудистых последствий на фоне COVID-19.
Но еще раз хочу подчеркнуть, что на сегодня осложнения у этих категорий пациентов развиваются преимущественно в случае тяжелого или среднетяжелого течения COVID-19.
– То есть в случае легкого течения и у здоровых или условно здоровых людей сердечно-сосудистые осложнения в основном не развиваются?
– Если это здоровый или условно здоровый человек, у которого, например, есть только повышенный уровень артериального давления, при легком течении COVID-19 в большинстве случаев мы не ожидаем развития тяжелых сердечно-сосудистых или тромботических осложнений.
– Почему после перенесенного COVID-19 человек может длительное время жаловаться на одышку и как это связано с сердечно-сосудистой системой?
– Одышка является признаком не только проблем с сердцем. Она возникает при поражении легких или может быть следствием анемии. Кроме того, даже при отсутствии признаков поражения легких или серьезных проблем с сердцем после COVID-19 одышку могут испытывать люди, у которых сохраняется учащенное сердцебиение.
Она может быть одним из признаков Long COVID и возникать на фоне активации симпатического звена вегетативной нервной системы. Последствиями симпатической активации могут быть и учащенное сердцебиение, и колебания артериального давления, и проявления внутренней тревоги. В такой ситуации не стоит слишком беспокоиться. Если нет серьезных проблем с сердцем, эти симптомы проходят примерно в течение 1-3 месяцев.
Да, коронавирус коварный. Впрочем, после острой фазы любой вирусной инфекции, в частности гриппа и ОРВИ, люди так же испытывают слабость, дискомфорт, учащенное сердцебиение, жалуются на потливость. Это последствия токсического воздействия любого вируса на организм.
– А могут ли осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы проявиться через достаточно длительное время, например, через полгода?
– По моему мнению, в основном нет. В исследованиях, в которых наблюдали за пациентами с гипертонической болезнью или ишемической болезнью сердца в течение 1-2 лет после перенесенного COVID-19, главным фактором риска развития осложнений была тяжесть острой фазы COVID-19.
Если течение было не тяжелым, пациенты не нуждались в госпитализации, а лечились в домашних условиях, то клинически манифестированных значимых проблем исследователи не обнаруживали. То есть у этих пациентов не увеличилась частота сердечно-сосудистых осложнений по сравнению со стандартными показателями.
По данным исследований, после COVID-19 в течение длительного периода сохранялись определенные изменения внутренней оболочки сосудов, так называемого эндотелия сосудов. Эти изменения характеризуются нарушением функции эндотелия, повышением активности воспалительного процесса и т. д., что может приводить к образованию атеросклеротических бляшек или росту уже имеющихся.
Поэтому гипотетически мы можем предвидеть рост риска развития атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инсульт), однако для оценки такого влияния нужны длительные тщательно спланированные научные исследования.
В Украине с 2022 года есть гораздо более серьезный фактор риска и точно более мощный драйвер для развития и артериальной гипертензии, и в целом сердечно-сосудистых заболеваний.
Хронический стресс, недосыпание, расстройства ментального здоровья на фоне полномасштабной войны - это факторы сердечно-сосудистого риска, которые ускоряют развитие и прогрессирование атеросклероза.
Поэтому, по моему мнению, если мы говорим об Украине, то для нас в контексте сердечно-сосудистой заболеваемости гораздо важнее последствия войны, чем последствия COVID-19.
– А нужно ли после перенесенного COVID-19 пройти обследование у кардиолога, чтобы убедиться, что рисков нет?
– Всем без исключения пациентам этого делать не нужно. На сегодня врачи не дают таких рекомендаций.
Впрочем, по собственному желанию человек, конечно, может проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы. К тому же это может стать хорошим поводом для сердечно-сосудистого чекапа, которым украинцы обычно пренебрегают.
Чего боятся большинство людей в Украине, если не принимать во внимание последствия войны и прилеты? Люди боятся онкологических заболеваний. Но от сердечно-сосудистых заболеваний умирают гораздо больше людей, чем от рака.
Поэтому ежегодный кардиологический чекап людям после 40 лет является абсолютно необходимым. Если мы говорим о человеке, перенесшем COVID-19, то при отсутствии серьезных жалоб достаточно обратиться к семейному врачу, сдать общий анализ крови, контролировать уровень артериального давления, сделать электрокардиограмму.
Если есть жалобы на одышку, тахикардию, учащенное сердцебиение, перебои в работе сердца, тогда однозначно надо обратиться к семейному врачу для первичной диагностики, который оценит ситуацию и направит к кардиологу.
В таких случаях врач должен определить объем исследований в зависимости от того, что обнаружит у пациента. Исследований может быть действительно много.
В частности, врач может направить пациента на УЗИ сердца - эхокардиографию. Если есть жалобы на перебои в работе сердца, врач может назначить 24-часовое холтеровское мониторирование ЭКГ.
Может быть нужно сдать анализы на лабораторные маркеры поражения сердечно-сосудистой системы - тропонин или NT-proBNP (белковое соединение, образующееся в левом желудочке сердца, является важным лабораторным маркером сердечной недостаточности - Прим. ред.)
Если кардиолог подозревает миокардит, он направляет пациента на МРТ сердца. То есть есть много возможностей по обследованию, поэтому важно правильно оценить свое состояние и своевременно обратиться к врачу.
Есть определенные категории пациентов, которым однозначно стоит обратиться к кардиологу после того, как они перенесли COVID-19, особенно если течение было нелегким.
Это те группы пациентов, о которых мы уже упоминали, - люди с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, ожирением.
– Стоит ли людям, перенесшим COVID-19, кардинально менять образ жизни, например, отказаться от значительных нагрузок, в частности тренировок?
– Если прошла острая фаза заболевания, человек чувствует себя абсолютно нормально, у него нет повышенной температуры тела, можно и нужно постепенно восстанавливать свой привычный режим физической активности.
Начать следует с нагрузок меньшей интенсивности - той, которая будет приемлема для человека.
Например, если вы ежедневно в быстром темпе ходили по парку 40 минут или час, сразу после заболевания рекомендуется ходить в медленном темпе, а продолжительность прогулки уменьшить до 30 минут. Здесь стоит прислушиваться к своему организму.
Я против того, чтобы человек сидел или лежал на диване и просто ждал, когда организм даст какой-то знак, что можно восстанавливать тренировки и возвращаться к привычной физической активности.
– А какое ваше мнение относительно вакцинации? Среди пациентов есть убеждение, что именно вакцины могли вызвать риски для сердечно-сосудистой системы.
– Мы должны признать, что в период пандемии COVID-19 вакцинация была неотложным запросом всего медицинского сообщества. И, что важно, вакцины были разработаны очень быстро.
С течением времени появляются результаты углубленного изучения структуры вакцин, созданных для профилактики COVID-19. Выявляются определенные нюансы относительно их побочных эффектов. Но нужно учитывать, что вакцины создавались в очень узких временных рамках, поэтому не все стандартные требования их испытаний были соблюдены.
По моему мнению, польза от вакцин в период пандемии в определенной степени уравновесила риски, по крайней мере краткосрочные. Вакцинацию и сейчас рекомендуют прежде всего для пациентов из групп риска.
Я считаю, что любой опыт - и положительный, и отрицательный - является толчком для дальнейшего совершенствования.
Большинство населения на планете уже приобрело иммунитет от SARS-CoV-2 - естественным путем, то есть переболев, и благодаря вакцинации. И ранняя вакцинация, вероятно, способствовала уменьшению тяжести течения COVID-19.
– Поскольку COVID-19 периодически снова и снова "врывается" в наше информационное пространство и им на время могут даже "перекрываться" другие темы, возникает вопрос: есть ли риск, что сердечно-сосудистые осложнения, которые на самом деле обусловлены другими факторами, в частности войной, будут связывать с коронавирусной инфекцией и каким-то образом спекулировать этим?
– Такой риск действительно есть, ведь в Украине проблема сердечно-сосудистых заболеваний возникла не вчера. И не в 2022 году. И не в 2019-м с началом пандемии.
На протяжении всего существования нашего государства люди в Украине умирают преимущественно в результате сердечно-сосудистых заболеваний - речь идет о показателе 60-66% в структуре причин смертности.
Фактически можно говорить о том, что у нас пандемия сердечно-сосудистых заболеваний на фоне плохого контроля практически всех факторов риска, и, возможно, в первую очередь артериальной гипертензии.
Артериальная гипертензия - это самое распространенное неинфекционное заболевание не только в Украине, но и в целом на Земле. Как минимум, у каждого третьего взрослого есть артериальная гипертензия.
Люди должны понимать, что важно обращать внимание на эпизоды повышения артериального давления, своевременно выявлять артериальную гипертензию, обращаться к врачу и выполнять его назначения.
Врачи в свою очередь должны объяснить пациентам, что назначенные лекарства следует принимать постоянно - именно такой подход позволяет достичь и удерживать уровень артериального давления в пределах хотя бы менее 140/90 мм рт. ст.
Такие шаги будут мощным вкладом в уменьшение риска развития инфаркта миокарда и инсульта.
В нашей стране, к сожалению, есть тенденция к тому, чтобы поймать "хайп" на какой-то временной проблеме. Безусловно, COVID-19 - это важная проблема, но это не то, что определяет здоровье нации во всеукраинском масштабе.
Сейчас необходимо говорить о выявлении факторов риска сердечно-сосудистой заболеваемости, но не только в контексте COVID-19.
Мы должны обращать внимание на повышенный уровень холестерина, на поведенческие факторы риска, частота которых увеличивается на фоне полномасштабной войны. Речь идет о распространенности курения, чрезмерном употреблении алкоголя, сидячем образе жизни, абсолютно неправильном питании.
У нас очень много проблем и без COVID-19.
Необходимо выявлять и говорить о факторах сердечно-сосудистого риска в целом. Врачи могут быть хорошо осведомлены по этой теме, но важно "достучаться" и до пациентов. Люди должны понимать, почему важно сбалансировано питаться, двигаться, почему ожирение - это плохо, почему таблетки надо принимать постоянно, а не пропускать приемы, чтобы "сохранить свою печень".
К сожалению, сейчас есть тенденция к тому, что в Украине будет сохраняться высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, в частности в результате инфаркта миокарда и инсульта. По этому показателю мы являемся лидерами не только в Европе, но и фактически во всем мире.