Сегодня мастера строительного дела нужны, как никогда, а бизнес конкурирует за специалистов с "золотыми руками". 70% строительных компаний испытывают острый дефицит кадров. Как профессиональное образование преодолевает этот вызов и какая здесь роль нового закона "О профессиональном образовании", в колонке заместителя министра образования и науки по вопросам цифрового развития Дмитрия Завгороднего для РБК-Украина.
В Украине не хватает строителей. По данным Конфедерации строителей Украины, 70% компаний испытывают дефицит персонала, а нехватка квалифицированных специалистов составляет от 40 до 70%.
то заметно и по статистике вакансий: если несколько лет назад на одно предложение работы откликалось более 20 кандидатов, то теперь – вдвое меньше. Работодатели не успевают закрывать потребность в кадрах и готовы брать людей еще во время обучения.
В профессиональных колледжах говорят: спрос со стороны рынка труда есть практически на все профессии – от каменщиков и плиточников до сварщиков и монтажников, а вот поступающих на эти специальности не хватает.
Больше о том, как профессиональное образование преодолевает этот вызов, и какое значение имеет новый закон "О профессиональном образовании" в этом процессе – далее подробнее.
В 2025 году среди строительных специалистов больше всего востребованы сантехники, маляры, сварщики, плиточники, электрики и инженеры-проектировщики – по данным анализа популярных сайтов по поиску работы.
В целом конкуренция уменьшилась: если в 2021 году на вакансию в стройсфере откликалось (присылали резюме или звонили) в среднем 10-15 соискателей в месяц, то в 2025-м это 7-9 откликов. Наиболее показательно динамику иллюстрируют цифры по сравнению с самыми активными месяцами в этой сфере. Например, в январе 2021 года среднее количество откликов на одну вакансию составляло 24, тогда как в январе 2025 года – всего 12.
В Work.ua добавляют, что рынок труда постепенно восстанавливается после резкого спада 2022 года, вызванного началом полномасштабного вторжения, однако до показателей довоенных еще далеко.
На состояние индустрии влияет несколько факторов. Прежде всего это большая доля государственных заказов – в основном от Минобороны и Мининфраструктуры. В Украине строят новые производственные объекты, ориентированные на экспорт в Европу.
Спрос на частное жилье растет, в частности благодаря программе "еОселя". В то же время темпы этого роста остаются медленными, новых инвестиций пока нет, а волна релокаций бизнеса, характерная для 2022-2023 годов, заметно снизилась.
До сих пор в обществе господствуют устаревшие представления о рабочих профессиях, что не способствует подготовке нового поколения строителей.
Но вспомните себя, когда у вас что-то дома ломается, например, сантехника. Что вы будете делать? Будете целый день в поисках хорошего специалиста, если повезет найти его за сутки. Пока потребность в мастере не критична для нас лично – мы как будто и не замечаем дефицита в этих профессиях, а некоторые до сих пор считают их не престижными.
Читайте также: Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН
Теперь масштабируйте этот опыт на всю страну. Бизнес ищет работников, ведь имеет амбициозные планы и готов хорошо платить за работу, но их буквально нет. Пока ни одно технологическое решение не справится с работой каменщика, сантехника, монтажника, электрика и так далее.
Директора профессиональных колледжей говорят, что в этом году набор на строительные профессии в целом усложнился. Строительный труд традиционно считается более тяжелым, поэтому недобор больше всего именно у столяров и каменщиков, хотя на рынке труда они пользуются спросом и хорошо оплачиваются.
Процесс подготовки кадров не лишен вызовов. Учебные заведения отмечают, что одной из основных проблем стал выезд студентов за границу. Это не только вопрос статистики, но и очень демотивирует и снижает успеваемость тех, кто остается здесь. Например, сначала в группе строителей – 26 студентов, а к концу второго курса в лучшем случае оставалось 20, с каждым курсом их все меньше и меньше.
Вторая проблема – оборудование. Работу строителя не способна заменить ни одна машина, но в то же время сами стройтехнологии постоянно меняются и это требует от специалистов умения быстро адаптироваться. Предприятия нуждаются в специалистах, которые умеют работать на современной технике, но не все заведения имеют такую базу.
В рамках проекта #100Мастерских МОН за счет государственной субвенции модернизирует мастерские и профессиональные и профессиональные колледжи, чтобы подготовка будущих кадров была современной.
Кроме этого, мы с командой имеем много проектов по созданию современных мастерских с международными партнерами – ЕС, Япония, Швейцария, Германия, Бельгия, Люксембург, Франция, Польша и другие. В 2025 году партнеры по развитию инвестировали в инфраструктуру учреждений почти 157 млн грн.
Также для актуализации профессии, некоторые учебные заведения вводят интегрированные программы – например, каменщик, штукатур или сантехник с навыками сварки, например в винницком Высшем художественном профессионально-техническом училище № 5. Такие сочетания позволяют реагировать на потребности рынка, где ценятся специалисты и с универсальными навыками, и с образованием традиционных строительных профессий.
Вместе с тем работодатели меньше обращают внимание на формальную квалификацию, ценят мотивацию будущего работника.
Все чаще они приходят в профессиональные колледжи с запросом "Дайте нам студентов, они могут быть неопытными, но если умеют держать ключ в руках и действительно хотят учиться, мы научим". Кроме этого предлагают студентам общежития, питание и оплачиваемую практику.
Все чаще работодатели хотят готовить и переобучать кадры вместе с учебными заведениями. Бизнес участвует в профориентационных мероприятиях, днях открытых дверей, помогает разрабатывать образовательные программы.
Сейчас есть прекрасная возможность для представителей бизнеса присоединиться к наблюдательным советам при профессиональных колледжах. Они проведут ревизию и утверждение всех учебных программ, поэтому содержание образования должно существенно обновиться и приблизиться к потребностям работодателей. Это шанс превратить партнерство с образованием в реальный инструмент развития экономики.