ua en ru

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН Заместитель министра образования и науки Дмитрий Завгородний (фото: РБК-Украина/Виталий Носач)

Во время войны строители, электрики, водители и специалисты других рабочих профессий стали особенно ценными. Спрос на них подскочил в разы, а в некоторых городах специалистов надо даже больше, чем выпускают местные учебные заведения. О состоянии профессионального образования, обновлении заведений и общежитий и важности профориентации – в интервью РБК-Украина рассказывает заместитель Министра образования и науки Украины Дмитрий Завгородний.

Главное:

  • Сколько студентов профтехов учится в Украине и стало ли их меньше?
  • В Украине не хватает специалистов рабочих профессий. Кого именно ищут?
  • Сколько стоит выучиться на сварщика и как быстро выпускники находят работу?
  • Надо ли платить за общежития в колледжах и какова ситуация с укрытиями?
  • Какаую стипендию получают в колледжах?
  • Почему учреждений профессионального образования станет меньше и зачем их объединяют?
  • В городах Украины появляются профориентационные центры. Где их открывают?
  • Могут ли в профтехах учиться взрослые и надо ли сдавать НМТ?

О количестве студентов в профтехах и почему высшее образование нужно не всем

– Дмитрий, какая сейчас ситуация в учреждениях профтехобразования по вступительной кампании? Сколько людей приходит в такие профессии?

– Учебный год начался 1 сентября 2025 года, но поступление в учреждения продлено до 1 октября с возможностью доукомплектования групп. Сейчас эти несколько дней пока еще можно подать документы на поступление. В этой вступительной кампании по состоянию на 26 сентября подано 86 504 заявлений. Более детальные цифры будут в ближайшие дни, когда вступительная кампания завершится.

В целом в последние годы количество поступающих держится на определенном уровне. Вместе со всеми, это около 100 тысяч новых людей, которые приходят в профтехобразование ежегодно. Мы, конечно, хотели бы, чтобы их количество росло. Но влияет и тенденция к выезду людей за границу, и выпускников школ становится меньше. Ожидать, что в абсолютных числах они будут увеличиваться, – слишком оптимистично.

Наша цель – это проценты тех, кто после 9 класса выбирает для себя профессиональное образование. Так меряют популярность этих профессий в других странах. Не говорят о каком-то абсолютном количестве, а сколько процентов детей выбирают не университет, а профессиональное образование после 9 класса. И это страны между собой сравнивают.

Сколько этот процент составляет в Украине?

– В Украине исторически именно в профессиональном образовании он был около 15%, в профессиональном предвысшем образовании – 20%, то есть в целом это 35%. В европейских странах – в среднем 50%.

В западной Европе, таких странах как Германия, показатель стабильно выше. В Австрии, Швейцарии – это более 50%. Такие страны как Финляндия, Дания и другие - целятся в то, чтобы держать уровень около 50%.

Конечно, в крупных городах это меньше, в сельской местности – больше. Но примерно половина людей в Европе после 9 классов не идут в старшую школу, а идут в тот или иной профессиональный колледж, на дуальное образование и тому подобное. Получают профессию и идут работать, кто-то идет в университеты. Разные страны предлагают разные модели. У нас 35% от выпускников 9 классов идут в колледж, часть тоже потом идет в университет.

Почему у нас меньше молодежи идет в эти профессии?

– Много факторов влияет. В Украине есть еще такой фактор – не то чтобы прямо культ высшего образования, но точно многие считают, что оно обязательно нужно.

Мы делали много исследований с нашими международными партнерами о том, что влияет на выбор профессии. И во всех интервью с родителями наших студентов – детей, которым сейчас 14-15 лет, – говорят, что высшее образование является чем-то таким обязательным, что точно надо получить. И, к сожалению, в основном люди смотрят на это, как на факт, независимо от качества этого образования. Родители считают в основном, что лучше любое высшее образование, не разделяя его на качественное или некачественное.

С нашей точки зрения, качественное профессиональное образование получить в одном из лучших наших заведений с современным оборудованием, хорошими преподавателями, крупными предприятиями-партнерами, где гарантировано трудоустройство, – это будет лучшее образование, чем условно плохое высшее образование в дистанционном формате, к которому очень много вопросов.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНВ Украине многие считают, что высшее образование обязательно нужно, не разделяя его на качественное или некачественное, - Денис Завгородний (РБК-Украина/Виталий Носач)

Об инвестициях в осовременивание профтехов

Государство как-то пытается изменить это представление людей о профессиональном образовании, и что высшее образование это не панацея и не гарантия того, что человек в жизни будет иметь гарантированно и карьеру, и деньги?

– Да, и среди всех задач это самая сложная. Я часто читаю комментарии людей и вижу, что они говорят: это основная задача. Мол, сделайте просто какую-то рекламную кампанию или сделайте это образование популярным, и все будет хорошо.

Но это на самом деле точно самая сложная задача. Потому что, даже общаясь с нашими партнерами из других стран, где эти проценты существенно больше, то они говорят: "мы инвестируем в популяризацию этих профессий, проводим рекламные кампании по этому поводу, но это не работает". То есть просто рекламной кампанией изменить восприятие достаточно сложно. Это не делается быстро, если в обществе есть уже такой стереотип, то изменить его очень трудно.

Из того, что мы видим по исследованиям и интервью с родителями и детьми, эти стереотипы в основном есть у людей, которые физически никогда не были в наших учебных заведениях. И это первое, что нам хочется изменить. Если мы сейчас инвестируем в эти заведения, создаем современные пространства, мастерские, ремонтируем кабинеты, покупаем оборудование, там появляются новые люди, все по-другому выглядит, появляются новые современные профессии, то главное это, чтобы люди это увидели. Желательно чтобы увидели не на видео, а сами лично.

Потому что большинство людей, которые поступают в учреждения профессионального образования, это дети с родителями, которые посетили так или иначе одно из заведений, и им что-то там понравилось. И у них обычно другое вообще восприятие таких заведений.

Мы опрашиваем выпускников, и более 80% из них говорит, что хотели бы учиться в том же заведении во второй раз. То есть они довольны. Мы инвестируем и стараемся сделать сам продукт, саму услугу лучше. Конечно, это очень долгий путь. Чтобы заведения выглядели так, как мне бы хотелось и мы бы этим гордились, это займет еще 10 лет.

Мы вместе с правительством, международными партнерами, местными властями сейчас существенно обновляем такие заведения, и выглядеть они будут уже иначе. Такое обновление заведений происходит в каждой области Украины: Запорожской, Одесской, Львовской, Черниговской и других.

Если заведения так будут выглядеть, то и рекламировать их будет значительно легче. Это занимает очень много времени. Даже юридическая часть проекта, документация, международное соглашение и так далее – это годы. Надо, чтобы в будущем эта система была сильная, популярная, современная и качественная.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНЗолотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНЗолотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНЗолотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН

Обновленные учреждения профессионального образования в регионах (фото: предоставлены МОН)

Параллельно с этим уже есть много примеров заведений значительно лучших, чем среднестатистические ожидания. И если мы сможем больше людей привлечь на какие-то события, на дни открытых дверей, то я уверен, что со временем люди изменят свое восприятие таких заведений.

Последние несколько лет правительство инвестирует большие деньги в осовременивание учреждений профессионального образования. Это миллиарды гривен. По состоянию на сейчас сделали уже более 120 мастерских и лабораторий в этих заведениях – это мастерские сварщиков, автослесарей, строителей, станочников, различных приоритетных профессий. Инвестировали и в укрытие, иногда в капитальные ремонты заведений, которые были повреждены, ставили окна и тому подобное.

Обновлено 88 мастерских на 549 млн грн из госбюджета за выделенные в 2024 году средства. Открыто 74 мастерские по состоянию на 25 сентября 2025 года. Кабмин распределил 525 млн грн субвенции между новыми 89 учебными заведениями (всего 109 заведений на 540 млн грн).

В этом году среди победителей есть 30 профессиональных колледжей, включая медицинские и педагогические. Дополнительно привлечено 386,7 млн грн софинансирования из местных бюджетов, собственных поступлений заведений и бизнеса.

С международными партнерами мы закупили много техники и оборудования, которого раньше не было. В каждой области есть несколько сельскохозяйственных аграрных заведений, которые учат трактористов и других специалистов.

Я приезжал туда и видел, что одному трактору 50 лет, другой просто не заводится, еще один – просто металлолом. Они не обновлялись вообще никогда с 80-х годов, ничего нового не было. Сейчас мы поставили в учреждения более 20 новых современных тракторов с навесным оборудованием, с точными сеялками и прочим. Это позволяет им работать эффективнее.

У сельскохозяйственных заведений есть обычно своя земля, на которой они учат обрабатывать ее, делать другие вещи. Наличие оборудования позволяет во время обучения что-то высевать, производить и продавать в результате. И мы это уже видим по их финансовым результатам деятельности. Далее эти деньги они могут инвестировать в то, чтобы что-то ремонтировать, докупать.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНЗолотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН

Обновленное помещение заведения в Черновцах. Фото "до" и "после" (фото: предоставлены МОН)

О сотрудничестве бизнеса с профтехами и наблюдательных советах

Есть законодательные изменения, которые совершенствуют процесс инвестиций бизнеса в профтехи. В чем суть этих изменений?

– Инвестиции от частного сектора в профессиональное образование были и до этого. Это позволяли и позволяют и в дальнейшем. Будут созданы новые формы такого инвестирования. Мы стараемся лучше описать правила для этого государственно-частного партнерства, чтобы это было проще для бизнеса, и чтобы было больше ответственности в заведении в тех случаях, когда бизнес чего-то требует.

Инвестиций от частного бизнеса было достаточно много, в последние годы их стало еще больше. Когда государство вкладывает средства, это происходит на конкурсной основе: заведения подают заявки на мастерские, лаборатории или ремонт. Если есть софинансирование от бизнеса, они получают дополнительные баллы, потому что это показывает, что бизнес заинтересован, готов предоставить оборудование или ресурсы, и заведение нужно рынку.

Бизнес поддерживает практику, стажировки, экскурсии – крупные компании, которым нужны специалисты, чаще всего в крупных городах, включая предприятия оборонного или перерабатывающего сектора. Государство также предоставляет им гранты, поэтому они активно сотрудничают с образовательными учреждениями.

Раньше помощь бизнесу была преимущественно "джентльменским соглашением", может что-то иногда писали в меморандуме. Теперь деньги, которые будут перечисляться заведению, нельзя будет использовать так, как бизнес того бы хотел. Также мы хотим, чтобы во всех заведениях появились наблюдательные советы из представителей бизнеса и работодателей. Они будут иметь прямое влияние на утверждение всех учебных программ – как учат, чему учат.

Часто критикуют учебные программы, что они устарели или слишком длинные, или еще что-то с ними не так. Мы хотим, чтобы бизнес непосредственно верифицировал эти программы, которые готовят своих же будущих работников. Наблюдательный совет будет утверждать стратегический и финансовый планы заведения, будет проводить конкурс на должность руководителя, то есть будет иметь значительное влияние.

В ближайшие годы мы создадим готовые юридические шаблоны по сотрудничеству бизнеса с учреждениями: различные варианты договоров, которые описывают лучшие кейсы такого партнерства. Это будет и сотрудничество в сфере дуального образования, когда студенты учатся непосредственно на предприятии и тому подобное.

То есть наблюдательные советы будут во всех таких заведениях?

– Да, во всех.

Там будут получать зарплаты?

– Нет, не будут. При этом они не будут ни государственными служащими, и прямых обязательств у них не будет. Это исключительно для того, чтобы улучшить то, что происходит в самом заведении. Как дополнительный орган управления им.

Сейчас, например, на областном уровне один-два человека отвечают за целых 20-50 учреждений профессионального образования, а ведь есть еще десятки других заведений. Эффективного управления и анализа программ почти нет, часто ситуация политизирована: директор раньше был главой громады или другом или родственником кого-то в облсовете.

Поэтому разрыв между рынком труда и реальной работой учреждений большой. Мы считаем, что новые инструменты помогут приблизить предприятия и их потребности к тому, как мы решаем их через образование.

О кадровом голоде в компаниях и важности выбора профессии

По поводу кризиса кадров производственных специальностей. Насколько он сейчас масштабный?

– Этот кризис сейчас очень большой, и это показывают все исследования. Исследования делали Государственный центр занятости, также исследования есть у Киевской школы экономики. И самый большой дефицит кадров – это именно в технических профессиях. Это электромонтеры, электромонтажники, станочники широкого профиля, операторы станков с числовым программным управлением. Это все профессии, связанные с металлообработкой, их очень много.

Они сейчас очень нужны в оборонной промышленности, но и на любых перерабатывающих предприятиях. Например, Modern Expo в Луцке, который производит почтоматы для Новой Почты, и очень много их производит на экспорт. Все, что связано с этой отраслью, сейчас переходит на современные технологии металлообработки на станках с числовым программным управлением.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН

Надзорные разы введут во всех учреждениях профессионального образования в Украине, Дмитрий Завгородний (фото: РБК-Украина/Виталий Носач)

Мы такому не учили раньше. Токарей и фрезеровщиков учили на старых станках, парк техники не обновлялся. И получалось, что люди уже учились прямо на предприятиях. А сейчас, когда стоимость этого оборудования снизилась, объемы производства увеличились в разы, и все начали осовременивать производство, то этих специалистов резко понадобилось очень много.

Плюс – в целом людей в стране становится меньше, поэтому кадровый голод очень ощутим. Крупные предприятия начали активнее заниматься и сотрудничеством с учебными заведениями. Поэтому я всем нашим директорам колледжей говорю: "Это ваш звездный час, когда вы всем нужны, когда вы нарасхват".

К сожалению, в некоторых местах нехватка кадров даже больше, чем мы можем решить. И спрос на определенные профессии превышает количество людей, которые в этой профессии учатся вообще.

Что это за ситуации, например?

– Те же станочники, операторы станков с программным управлением. Их в Днепре нужно больше, чем мы за год выпускаем в принципе. То есть, если даже крупнейшие предприятия Днепра заберут всех выпускников всех заведений города, им все равно этих людей будет недостаточно. Они за год хотят нанимать в 2-3 раза больше.

И это – только крупнейшие предприятия города. Поэтому мы сейчас увеличиваем набор, увеличиваем лицензионные объемы, хотим увеличить количество заведений, которые готовят по этим профессиям. Это уже связано и с популярностью этих профессий. На них не идут так много людей, как сейчас нужно.

Относительно популярности таких профессий молодежь хочет идти в айти, тем временем Украине, особенно во время войны, нужны сварщики и строители согласны ли вы с таким тезисом?

– Это зависит от конкретных профессий и конкретных специальностей. Обобщить сложно. Ваш вопрос касался, например, айтишных профессий в университетах. Да, они действительно популярны, но я лично не вижу с этим проблемы. Я не вижу проблемы в том, что люди идут на информационные компьютерные технологии в университет. Даже если вы не будете работать по этой специальности непосредственно, не будете программистом, все равно вы можете применить это высшее образование в очень многих секторах.

И, если оно будет качественным, то оно сформирует вас, как должно формировать высшее образование. У вас будет высшая математика, статистика, теория вероятности, еще что-то. Поэтому это будет достаточно полезный опыт. Ну и стратегически – если вам удастся этим овладеть, несмотря на отсутствие колоссального спроса сейчас, это все равно сфера будущего, и вы сможете в ней найти там свое место.

Этого нельзя сказать о других специальностях, которые тоже популярны. Наиболее популярные – менеджмент, филология и тому подобное. С этим уже может быть гораздо сложнее, чем с компьютерными науками.

Какая самая популярная профессия в профессиональном образовании?

– В профессиональном образовании наиболее популярная профессия - это повар. Это аналог таких "конъюнктурных" профессий, как менеджмент или юридические науки в высшем образовании.

Вообще люди идут на наиболее понятные профессии. То есть туда, где они интуитивно понимают, что будет этот человек делать. Автослесарей, трактористов и поваров набирать гораздо легче, чем операторов станков с программным управлением, потому что дети не видели, не знают, что это такое.

У нас нет статистически сейчас информации о том, что у нас дефицит поваров. Да, вакансии есть, это действительно популярная профессия, она везде нужна и востребована, и хорошее в трудоустройстве. Но она наиболее популярна, и легко набираются полные группы, причем во всех областях.

Проблемы здесь такие точечные: там, где эти профессии либо новые и современные, либо просто непопулярные, но нужные. И это надо решать двумя вещами – либо профориентацией, либо образованием для взрослых.

Какая у нас ситуация с профориентацией по стране?

– По сравнению с другими странами, которые далеко ушли уже вперед в этой части, мы отстаем. По моему мнению, лучшее, что мы делали за последние годы, это профориентационный проект со швейцарско-украинским проектом Decide. В 10 громадах мы организовывали для детей 8 и 9 классов профориентационные экскурсии на предприятия.

Более 20 тысяч детей прошли через разноплановые экскурсии, встречи, побывали на производствах, предприятиях в своих общинах от Чернигова и Франковска, Кременчуга до небольших общин.

Сейчас идет отбор общин на второй этап проекта. И общин должно быть уже не 10, а хотя бы 400. Мы в результате видим, что дети, которые уже всю жизнь до 9 класса живут в своем городе, например, Кременчуге, и не были вообще никогда в жизни на тех предприятиях, которые в этом городе есть уже 100 лет, не были в учебных заведениях – ни профессиональных, ни высших.

И этим детям надо принимать решение о будущей профессии. Мы от них ожидаем, что они будут что-то выбирать, а они физически не владеют этой информацией.

Оказалось, что абсолютно все бизнесы в каждой общине очень открыты к этому. Часто они готовы оплачивать транспорт или самостоятельно что-то бесплатно организовывать и проводить для детей. И вот понемногу пытаемся сделать так, чтобы дети посещали и учебные заведения, которые есть в этом городе, знакомились с профессиями.

Мы сделали несколько наиболее успешных профориентационных центров. Они открылись в Чернигове, Львове и Кременчуге, где дети могут прийти и познакомиться с разными профессиями. Увидеть, что делает сантехник, электрик, как установить солнечные панели и тому подобное.

Например, в Чернигове в одном из помещений был старый советский актовый зал с красными шторами. Сейчас туда ходит много детей, знакомятся с профессиями, проводятся встречи с бизнесами, которые рассказывают о своих производствах. В виртуальной реальности отсняли депо "Укрзализныци": можно походить по всему этому ремонтному помещению и посмотреть, как выглядит ремонт вагонов.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНЗолотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНЗолотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОН
Профориентационный центр в Чернигове (фото: предоставлены МОН)

Кто может поступить в профтехи, какие стипендии и надо ли платить за общежития

Какие в Украине общие условия приема на обучение в учреждениях профессионального образования? Нужны ли экзамены, НМТ? Кто вообще может поступить в профтехи?

– Скажем так, могут поступить абсолютно все. Большинство поступающих – это поступающие на базе 9 классов.

Поступление в учреждения профессионального образования происходит без НМТ, и дополнительные конкурсы заведение проводит в исключительном случае, если есть конкурс. То есть если количество желающих больше, чем количество мест. Мы стараемся и новым законом "О профессиональном образовании", и нашей коммуникацией с областями, количество мест увеличивать, чтобы все желающие могли поступить.

Конечно, конкурс есть в лучших заведениях. В каждой области такие есть. Но поступить точно не трудно. Большинство поступает после 9 класса, но где-то 20-30% ежегодно поступают уже после 11 классов.

У нас есть и много взрослых, которые приходят учиться на краткосрочные программы, Кроме полноценных образовательных программ, где вы получаете в конце документ об образовании, есть курсы, где можно получить конкретную квалификацию или ускоренно получить ту или иную профессию. Если вы взрослый человек, то можете это освоить быстрее.

В целом новый закон, уже подписанный президентом в сентябре этого года, создает четкие правила: структуру, оценивание, финансирование, партнерство с бизнесом. Это один из индикаторов выполнения Ukraine Facility Plan.

Ключевые изменения:

Единый уровень и новый имидж. Уберут разделение на три уровня и путаницу с аббревиатурами. Ученики будут иметь академотпуск, стажировку, студенческое самоуправление. Цель – престижность профтеха. Автономия заведений. Они смогут действовать как некоммерческие общества, самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

Наблюдательные советы. Бизнес будет участвовать в конкурсах на директора, утверждении программ и контроле качества подготовки. Меньше бюрократии. Один рамочный стандарт вместо десятков, упрощенное лицензирование, быстрое появление новых профессий.

Также предусмотрено развитие дуального образования и оплачиваемых студенческих трудовых договоров. В итоге профтех станет современным, интегрированным в ЕС и способным отвечать потребностям рынка труда и экономики.

Есть ли стипендии у тех, кто учится в колледжах? Они ниже университетских?

– Они меньше, чем университетские. Это 1350 гривен, их легче получить. Поскольку их платят из областного бюджета, то области к этому относятся по-разному области. Есть области, которые выделяют дополнительные средства, чтобы больше студентов могли получать стипендии. Также есть социальные стипендии. То есть многие получают стипендии из-за различных семейных обстоятельств, малообеспеченные семьи и тому подобное.

У нас бесплатное проживание в общежитиях. И многие заведения предлагают бесплатное или очень дешевое питание. И для многих родителей детей такое полное бесплатное проживание, бесплатное или дешевое питание, стипендия – это большой плюс.

И самый большой плюс, по моему мнению, в том, что овладев той или иной профессией в колледже, вы гарантированно можете найти себе работу, гарантированно начнете зарабатывать достаточно быстро, не дожидаясь окончания университета, магистратуры.

Дает ли обучение отсрочку и сколько стоит выучиться на сварщика

Много взрослых приходит учиться?

– Да, взрослых много. Это десятки тысяч людей, которые или за деньги международных партнеров или по ваучерам Государственной службы занятости учатся фактически бесплатно. Это ветераны, безработные, внутренне перемещенные лица.

Сколько длится этот ускоренный курс?

– Зависит от профессии. Есть и однодневные мастер-классы, а есть и трехмесячные, и шестимесячные курсы. Есть сайт, где собраны большинство наших учебных заведений, и там есть актуальная информация о многих различных курсов, которые обучают в том числе взрослых. Также можно просмотреть возможности образования для ветеранов.

Какое обучение чаще всего выбирают взрослые?

– Одно из самых популярных для взрослых - это сварка. Она популярна по всей стране. Многие люди, в том числе из числа тоже неперемещенных лиц, ветеранов, идут на такие курсы в разных областях, а дальше достаточно быстро находят работу.

Сейчас есть программы в центрах занятости, где если вы подпадаете под одну из указанных там категорий, имеете право на такой ваучер. Он покрывает стоимость обучения – более 30 тысяч гривен. Эти курсы обычно дешевле, поэтому стоимость обучения покрывается полностью. Его можно принести в любое заведение, которое такие услуги предоставляет. Их очень много по всей стране.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНУчиться в профтехи приходят и взрослые. Например, можно пройти ускоренный курс и быстро выйти на рынок труда, замминистра (фото: РБК-Украина/Виталий Носач)

Сколько бы стоило обучение на того же сварщика, если бы человек оплачивал его самостоятельно?

– Оплачивать самостоятельно тоже можно. Взрослый человек может учиться от 3 до 6 месяцев и стоить это может от 10 000 до 15 000 гривен. То есть, ваучер с запасом покрывает полную стоимость обучения. Зависит от предыдущей квалификации человека, вида сварки и тому подобное.

Но я уверен, что любой сейчас может найти одну из тех возможностей учиться бесплатно. Часто бизнес готов оплачивать обучение на сварщика или станочника готов платить за свой счет. То есть в этой сфере это точно не проблема.

К нам бизнес часто приходит и говорит: мы готовы нанимать людей десятками, готовы полностью оплачивать их обучение, проживание.

Предоставляет ли такое обучение отсрочку тем, кто старше 25 лет?

– Отсрочки в образовании предоставляются только в случае, если вы получаете обучение по уровню выше, чем ваше предыдущее образование. Например, если вы закончили когда-то университет, и подаетесь на обучение в профессиональное заведение, отсрочку не предоставляют.

Вы можете получить отсрочку, если у вас до этого высшего образования не было. Так же в профессиональных заведениях – если у вас до этого не было никакого образования, а только полное общее среднее, тогда вы получаете отсрочку.

То есть только в случаях, если человек когда-то закончил только 9 классов и теперь хочет учиться.

– Да, потому что это было образование уровнем выше, чем ваше предыдущее.

За время большой войны в аспирантуре рекордно увеличилось мужчин, потому что это дает право на отсрочку, если это последовательное образование. Есть ли похожее явление в профессиональном образовании?

– У нас такой проблемы нет, поскольку в Украине большинство людей какое-то образование все же получают. Достаточно небольшой процент людей вообще по всей стране тех, кто после школы не получают никакого образования – ни профессионального, ни профессионального предвысшего, ни высшего.

Поэтому за отсрочками в высшее образование сейчас пошли люди, у которых высшего образования не было. А было, скажем, профессиональное или профессиональное предвысшее. Там есть требование проходить НМТ – это усложняет поступление для людей, которые не хотят учиться, а просто ищут себе какое-то место. Но в профессиональном образовании такой проблемы нет, потому что для людей с высшим образованием это отсрочку уже не дает. А людей с образованием большинство.

Плюс - эти курсы и само профессиональное образование – оно короткое, и наша цель – чтобы люди сразу шли работать, шли на рынок труда. Поэтому у нас и нет этого фальшивого спроса. Люди понимают: "окей, это всего 9 месяцев обучения, плюс – это экзамены и собственно учебный процесс".

А сколько времени учатся базово в профессиональных заведениях те, кто закончил 9 классов?

– После 9 класса большинство учебных курсов – это 3 года. За 3 года вы получаете и полное общее среднее образование, то есть половину времени вы будете тратить на школьную программу: математику, физику, украинский язык и так далее. Это же будет готовить вас к УМТ на тот случай, если вы после профессионального образования хотите пойти в высшее. А половину времени вы тратите на вашу профессию или группу профессий, по которым вы учитесь.

В некоторых случаях это может быть даже три с половиной года, если либо профессий много, либо профессия очень сложная, либо есть высокий уровень квалификации, который в результате дает заведение. Если вы закончили школу и поступаете в заведение после 11 класса, это будет год или полтора года обучения.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНОтсрочки в образовании предоставляются только в случае, если вы получаете обучение по уровню выше, чем ваше предыдущее образование, - Дмитрий Завгородний (фото: РБК-Украина/Виталий Носач)

НМТ пишут и в Австралии. О выезде молодежи за границу

А насчет выездов за границу. Ощущаете ли вы эту проблему?

– Конечно, ощущаем. Мы чощущаем ее уже много лет. Прямо сейчас сложно статистически доказать разницу между тем, какая ситуация сегодня и месяц назад. Просто потому, что это очень большие цифры, на них влияет очень много факторов влияет.

Конечно, в последние годы мы видим, что многие украинцы выезжают за границу. Начиная с начала большой войны, это миллионы людей. Европейские коллеги говорят нам об очень большом количестве детей, которые зачислены в их школы, университеты. Поэтому очевидно, что есть такая проблема.

Есть люди, которые из-за границы возвращаются. Это мы видим, например, по поступлению в высшее образование. Каждый год мы проводим УМТ во многих странах мира. Украинское УМТ можно сдать и в Австралии, в Канаде. Это делается, чтобы те, кто хочет вернуться, могли там сдать НМТ, и онлайн подать документы, поступить в университет и потом вернуться. И каждый год есть и такие дети, которые возвращаются учиться в украинской системе высшего образования.

Эта проблема сложнее, чем то, что можно решить в рамках системы образования. Пока для людей есть вопрос безопасности, говорить о том, что мы создадим классные условия в заведении профессионального образования, и это вернет людей из Германии, – это будет не совсем правда. Поэтому это комплексный вопрос, который касается в первую очередь безопасности.

О местах в общежитиях, укрытиях и обучении онлайн

Относительно создания условий какая ситуация в учреждениях профессионального образования с общежитиями? У всех ли есть укрытия?

– Первое, у нас есть места в общежитиях. В профессиональном образовании нет дефицита этих мест. Более того, у нас есть очень много общежитий, которые сейчас заняты внутренне перемещенными, людьми с временно оккупированных территорий. Мы занимались их расселением еще в 2022 году.

Есть люди, которые до сих пор живут в этих общежитиях по всей стране. Часто анализируем, не можем ли мы просто это общежитие передать в коммунальную собственность, отремонтировать, превратить его в постоянное жилье для людей, которые в этом жилье нуждаются.

Хотелось бы, чтобы общежития были лучшего качества. В тех учебных заведениях, где мы делаем масштабные проекты, включена полная реконструкция общежитий, доступные лифты. Надеемся, что в 2026-м году сможем начать такую реконструкцию в первых 4-5, может до 10 общежитиях. Кроме этого, планируем утеплить еще несколько десятков, чтобы увеличить их привлекательность, энергоэффективность.

Часто сами учреждения профессионального образования занимаются этими общежитиями самостоятельно, и во многих случаях они хорошего качества. В лучших учреждениях профессионального образования в каждой области общежития лучше, чем в хороших украинских крупных университетах, в общежитиях которых я лично был 10 лет назад. Это, конечно, не всегда так, но над этим точно работаем.

Самая большая проблема для меня – это качество укрытия в общежитиях. Проживая в общежитии, все обязаны спускаться в укрытие в тревогу. Одно дело - укрытие, куда вы спустились днем на час. Но тревоги, вы знаете, часто бывают ночью. И нужно очень много времени проводить в укрытии. В этом году мы выделили почти полмиллиарда гривен на ремонты таких укрытий, большинство которых под общежитиями учебных заведений, в Запорожье, в Сумах, в Чернигове.

Это требует огромных инвестиций, чтобы качество этих укрытий было высоким. Такое, чтобы там можно было проводить много времени, чтобы можно было поспать. Чтобы там были кровати, вентиляция, отопление. И я бы хотел, чтобы в регионах, где есть обстрелы и много часов воздушных тревог ночью, все эти укрытия были отремонтированы все эти укрытия.

Как насчет обучения онлайн? Есть ли оно в профессиональном образовании?

– К сожалению, есть. Его немного. Оно часто не полностью онлайн, но есть. В первую очередь, речь идет о городе Харьков, часть Днепропетровской области, в Херсоне. Периодически – в Сумской области.

Нельзя сказать, что это 100% онлайн, хотя и такая опция тоже существует. В большинстве родителям и детям предлагают возможность по индивидуальному графику посещать мастерские, или проходить практическое обучение на предприятиях-партнерах этих учебных заведений. Поэтому де юре все эти дети имеют возможность посещать и учиться. Так не везде, и для некоторых такое образование – как возможность расслабиться, и где качество обучения так себе.

Профессиональное образование надо получать очно, с максимальным погружением в практическое обучение, с инструментами, оборудованием. Но для этого нужна безопасность.

В Харькове есть одно прекрасное заведение, там мы сделали ремонт огромного укрытия, перенесли туда учебные кабинеты, перенесли туда некоторые мастерские. Это Колледж строительства и промышленности. Там просто необыкновенный директор. В 2022 году, когда началась полномасштабная война, она осталась в заведении вместе с детьми – многие из них были сиротами или имели различные формы инвалидности и нарушения развития. Она сама за ними ухаживала.

Золотое время для колледжей: почему профтех сейчас нужен всей стране – интервью с МОНПрофтехи объединяют, и этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем, МОН (Фото: предоставлено МОН)

Заведений будет меньше. Об объединении учреждений профтехобразования

Сколько всего в Украине заведений профтехобразования и как проходит объединение?

– По состоянию на 29 августа 2025 года работают 527 учреждений профессионального образования, готовых обеспечить учебный процесс в зависимости от ситуации с безопасностью. Это если не считать тех, которые остались на временно оккупированных территориях. Из этих 527 очно работает 283 заведения, дистанционно – 68, смешанно – 176.

Их будет понемногу становиться меньше. Их объединяют, чтобы иметь полные группы, эффективно использовать ресурсы. Часто в областях можно увидеть, как на расстоянии 30-40 километров друг от друга находятся 2-3 заведения профессионального образования, оба – аграрного направления. В обоих – повара, трактористы, автослесари. В каждом по 150 учеников и по 50-70 сотрудников. Это неэффективная трата денег.

Можно было бы их объединить и средства потратить на обновление оборудования и прочего. Группы будут уже полные, и дети будут учиться на современном оборудовании. У них объединится и земля, они будут ее эффективнее обрабатывать, начнут быстрее зарабатывать, платить большие зарплаты и тому подобное. То есть они от этого только выиграют.

Это укрупнение происходит уже достаточно давно, и будет продолжать происходить. Мы разрабатываем методику для областной власти: в каждом районе собирают рабочую группу из представителей бизнеса и службы занятости, анализируют рынок труда, определяют базовые заведения и те, что под вопросом, и на основе этого составляют план развития сети. Этот процесс уже происходит, и каждый год сеть немного оптимизируется.

Мы инвестируем только в лучшие учебные заведения, в самые большие. У нас есть условия по минимальному количеству студентов, которые должны быть в заведении, чтобы оно могло получить государственную поддержку. Таким образом мы стимулируем развитие этих лучших заведений.

При укрупнении университетов часто говорили, что ректоры некоторых вузов чувствуют себя хозяевами заведения, что есть манипуляции с бюджетами и другие моменты. В профтехах есть такое?

– Конечно. Но мы надеемся, что создание наблюдательных советов стимулирует пересмотр этих подходов, пересмотр ощущения собственности, ответственности. Надеется на то, что в системе управления появятся новые люди в системе управления, которые будут нацелены на обновление и развитие этих учреждений.