Украина взяла на себя ряд налоговых обязательств для получения нового кредита от Международного валютного фонда. Какие налоги планируется ввести, кто их будет платить и какие будут последствия для экономики - в материале журналиста РБК-Украина Дмитрия Сидорова.
Как планируют обложить налогом посылки из Китая?
Кто будет платить "налог на OLX"?
Как предлагают отделить предпринимателей от обычных пользователей онлайн-платформ?
К чему может привести вмешательство в упрощенную систему налогообложения для ФЛП?
Украина и МВФ на уровне персонала согласовали новую программу кредитования на 4 года общим размером 8,2 млрд долларов. Но условия кредитования еще должны быть утверждены Советом директоров фонда, после чего украинское правительство сможет получить деньги.
В НБУ эту программу часто называют "замковым камнем", ведь именно программа с МВФ открывает для Украины доступ к другим источникам внешнего финансирования (прогнозируемый объем на следующие 4 года - 137 млрд долларов).
Согласно сообщению МВФ, украинская сторона обязалась расширить налоговую базу "путем налогообложения доходов, полученных через цифровые платформы, устранения таможенных лазеек для импорта потребительских товаров и отмены льгот для регистрации плательщика НДС".
Иными словами, Украина должна ввести налогообложение недорогих и достаточно массовых посылок, которые получают физические лица из-за рубежа. Также должны быть введены налоги для предпринимательской деятельности людей на онлайн-платформах, например, водители сервисов Uklon или Uber. Третьей составляющей в проекте меморандума с МВФ стало введение НДС для физических лиц-предпринимателей, которые используют упрощенную систему налогообложения и чей доход за год превышает один миллион гривен.
В правительстве и парламенте уже давно говорили о введении налогообложения посылок стоимостью до 150 евро из-за рубежа, которые получают физические лица. В январе был зарегистрирован соответствующий законопроект. На сегодня посылки на сумму от 150 евро облагаются НДС (20%) и пошлиной (10%).
Многие посылки, которые не подпадают под налогообложение, - это покупка населением различных бытовых товаров на китайских торговых онлайн-платформах, таких как Temu или AliExpress. Их количество в последнее время значительно возросло.
"Раньше эта льгота никого не беспокоила, но в этом году стоимость необлагаемых посылок будет около 80 млрд гривен", - прокомментировал РБК-Украина экономист, ассоциированный эксперт центра социально-экономических исследований CASE Украина Олег Гетман.
Импорт товаров из Китая ставит в неравные условия украинских производителей, ведь в их цене заложен НДС. Китайская продукция получает конкурентные преимущества, объясняет эксперт.
Более того, сейчас налажены схемы массовой покупки посылок одним человеком. На самом деле, это использование недобросовестными предпринимателями персональных данных определенного лица. Приобретенные таким образом товары дальше идут в массовую продажу. "Это теневая деятельность без уплаты налогов, так называемая "почтовая контрабанда", которая приобрела значительные масштабы", - говорит Гетман.
Украина планирует перенять европейскую практику, которая предусматривает, что налоги будет платить иностранная онлайн-платформа. Она должна будет зарегистрировать в Украине свою дочернюю структуру. Платформа будет заинтересована в этом, чтобы не терять украинский рынок. "Модель one stop shop, когда налоговым агентом является сама международная платформа, - оптимальная и она реально работает", - резюмировал Олег Гетман.
По данным источников РБК-Украина, все-таки рассматривается определенный порог стоимости посылок, которые не будут подлежать налогообложению.
Украинская сторона также взяла на себя обязательства ввести налогообложение продаж товаров и услуг на онлайн-платформах, таких как OLX, Uber, Uklon, Kabanchik, Bolt и Glovo.
В парламенте уже зарегистрирован законопроект о так называемом "налоге на OLX", ставка которого предлагается на уровне 10% (5% налога на доходы физических лиц и 5% военного сбора). Минфин оценивал, что введение такого налога даст поступлений в бюджет на уровне 14 млрд гривен в год.
При подготовке законопроекта возникла дискуссия - как отграничить граждан, которые разово продают какие-то товары или кого-то подвезли на своей машине от тех, кто это делает на ежедневной основе, то есть для кого это бизнес.
Обсуждаются два подхода. В предложении Минфина было введение предела для применения налога - от трех продаж в год, также министерство предлагало порог на уровне 2 000 евро. Последнюю опцию поддержал парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
"Финансовый показатель - значительно лучше предложения трех продаж", - считает старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский.
Эксперт говорит, что предпринимателям на платформах будет выгоднее не платить 10% налога, а зарегистрироваться как ФЛП третьей группы на упрощенной системе и платить 6%, однако тогда придется подавать отчетность в Государственную налоговую службу.
"10% от оборота - это очень много. Для сравнения организованная розничная торговля платит со своего оборота лишь 1,6%", - сказал Дубровский в комментарии РБК-Украина.
Возможна ситуация, при которой платформы возьмут на себя часть налогов, тогда пользователи (например, водители, курьеры) реально будут платить до 5%. Эксперт добавляет, что сначала предлагалось применить только 5% налога на доходы физических лиц, однако потом добавили еще военный сбор.
На сегодня в секторе услуг, предоставляемых через онлайн-платформы, работает около 400 тысяч человек. Даже с введением налога, их бизнес будет оставаться операционно несложным.
"Они получат уникальную возможность продолжать свое дело, не регистрируясь как ФЛП, не подавая никаких отчетов, ведь за них все это будут делать платформы (они будут передавать информацию в налоговую - ред.),", - пояснил Гетман. При этом доходы таких предпринимателей станут полностью легальными, под них можно будет брать кредиты.
Оба эксперта сходятся во мнении, что налогообложение цифровых платформ стоит вводить. "Это надо принимать, это прогрессивное решение, единственное - надо убрать ограничения по количеству продаж и оставить лимит 2 000 евро", - говорит Владимир Дубровский. После войны экономисты предлагают отменить военный сбор и оставить 5% налога на доходы физлиц.
Наиболее противоречивым пунктом договоренностей с МВФ является введение НДС для ФЛП, которые используют упрощенную систему налогообложения, и доход которых за год превышает один миллион гривен. В этой норме больше всего беспокоит пороговая сумма дохода, с которой начинается уплата НДС. "Один миллион гривен - это сверхнизкий порог", - убежден Владимир Дубровский.
Применение низкого порога для налогообложения ФЛП на упрощенной системе приведет к тому, что они либо полностью уйдут в тень, либо будут скрывать доходы и откупаться от налоговой.
"Главными бенефициарами будут коррумпированные налоговые инспекторы", - сказал Дубровский и напомнил, что предыдущая попытка, по сути, убрать упрощенную систему была при правительстве Николая Азарова в 2010 году. Она закончилась "налоговым майданом" и потерей миллионов рабочих мест в микробизнесе.
"Эта норма не принесет пользы бюджету или экономике, потому что ни один разумный ФЛП не будет переходить порог один миллион гривен", - говорит Олег Гетман и добавляет, что предприниматели будут декларировать доходы, например, на уровне 900 или 950 тысяч гривен. Эту норму предложил Минфин, но министерство не учло поведенческие аспекты, говорит эксперт.
ФЛП должен будет зарегистрироваться плательщиком НДС, начать вести соответствующую бухгалтерию. Расходы на бухгалтеров для ФЛП по всей стране (с доходом от 1 млн гривен) могут потребовать больших средств. При этом эта услуга не нужна в производственном цикле микробизнеса, она будет нужна ФЛП исключительно для уплаты налога, отметил Дубровский.
Во многих странах Европы и Великобритании порог для перехода к уплате НДС составляет 85-100 тысяч евро. В Украине из-за высокого уровня сложности администрирования НДС следует применить более высокие лимиты. Этот порог должен составлять 6,6 млн гривен, считает Дубровский и добавляет, что "это абсолютно преступное решение, если его принять в текущем виде".
Критический взгляд относительно введения НДС для упрощенной системы также представлен в письме к власти, которое подписали 14 ведущих экономических аналитических центров. В документе отмечается, что в Украине по состоянию на 2024 год было 664 тысяч ФЛП с доходом от одного миллиона гривен. Авторы предлагают больше акцентировать внимание не на расширении налоговой базы, а на правильном администрировании налогов, борьбе с "серым импортом", контрабандой, зарплатой в конвертах и других схемах.
Порог в размере один миллион гривен также вызвал критику среди депутатского корпуса. "Из-за позиции депутатов, эта история снята с повестки дня до конца года, хотя Минфин настаивал на этом", - говорит Гетман. Источники РБК-Украина указывают, что к вопросу налогообложения ФЛП планируют вернуться в январе следующего года.
Министр финансов Сергей Марченко говорил, что в следующем году будет переходный период и налог введут с 2027 года. Также 5 декабря в парламенте он сообщил, что министерство начало консультации с бизнесом по поводу лимитов на оплату НДС и заверил депутатов, что вопрос будет тщательно изучаться, чтобы к нему снова вернуться в сессионном зале. При этом предприниматели, которые используют упрощенную систему для оптимизации налогов, дробления бизнеса или "серого импорта" не должны иметь преимуществ, добавили в министерстве.
Если налогообложение онлайн-платформ и посылок из-за рубежа имеет право на жизнь и даже целесообразно, то вмешательство в упрощенную систему для ФЛП может расширить теневой сектор. Поэтому стоит значительное внимание уделить не только введению новых, но и борьбе со схемами, которые мешают сбору действующих налогов.