Что на самом деле символизирует Хэллоуин, как церковь видоизменила языческий праздник, когда тыквы стали главным атрибутом и вырезали ли их в прошлом украинцы, а также как США создало культ Хэллоуина во всем мире, – в интервью РБК-Украина.
Главное:
Накануне 1 ноября в странах западного мира отмечают Хэллоуин – Вечер всех святых. Праздник получил большую популярность и в Украине, хотя не является для нас аутентичным. К этому дню магазины и рестораны массово украшают тыквами, "скелетами и нечистью", дети переодеваются в потусторонних существ и ходят выпрашивать сладости, а взрослые устраивают костюмированные вечеринки.
"Печально, что сейчас восприятие Хэллоуина ограничивают до костюмов и тыкв. На самом деле это праздник с глубоким смыслом и богатый на традиции, но с 30-х годов ХХ века он сильно "затерся". Фактически рождественский цикл в западных культурах начинался именно с Хэллоуина", – говорит фольклорист и антрополог Дарья Анцибор.
РБК-Украина расспросило Дарью о происхождении Хэллоуина, архаичных смыслах и роли США в популяризации праздника.
– Откуда происходит Хэллоуин и какими были его первичные смыслы?
– Начиналось все с кельтского праздника Савин, что переформатировался в Хэллоуин, который мы воспринимаем уже в других современных контекстах. На самом деле сейчас очень мало, что пересекается в этих праздниках – основные архаичные смыслы уже "затерты".
Много людей считают, что у нас ничего общего с кельтами не было, но стоит понимать, что они доходили и до территории Украины. Кельтские поселения известны на Закарпатье и по низовью Днестра, а единичные захоронения фиксируются даже в Сумской области. По датах это где-то III-І вв. до н.э.
Слово "Савин" впервые в источниках всплывает в IX веке и уже относительно Британских островов, поэтому здесь слишком большой промежуток и географически, и по времени. Кстати, этот праздник часто еще называют "Самайном" из-за неправильного фонетического прочтения Samhain, на самом деле должно быть именно "Савин".
У кельтов Савин был одним из главных календарных праздников. Он касался окончания сбора урожая и возвращения с полонин домашнего скота. Символизировал окончательное завершение лета и переход к зиме – это начало темного периода, когда преобладает "нечеловеческое пространство".
Кельты верили, что в это время граница между мирами истончается, и души умерших могут появляться здесь. Это перекликается с нашими верованиями на Рождество, когда считается, что предки наведываются к нам и мы готовим им специальный обед.
– Какими были главные атрибуты кельтского праздника?
– Ритуальные костры и маскировка помогали кельтам обезопасить себя от потусторонних сил в этот период. Они разводили огонь – bonfire (английское слово bonfire происходит от bone – кости, fіre – огонь, – Ред.) и бросали в него кости животных, задабривая духов умерших предков, а еще – так гадали.
С одной стороны костры помогали отпугивать "чужие сущности" из потустороннего мира, а с другой – наоборот указывать путь своим умершим предкам. Такие противоположности – это нормальное явление в традиционной культуре.
Маска позволяла уподобиться потусторонним существам, а еще – символически обманывала, потому что "нечисть" могла подумать, что это "свой", и пройти мимо. Также маскировка помогала символически попасть за грань и делать что-то такое, что люди обычно себе не позволяли.
Эта карнавальность сохранилась сквозь тысячелетия даже в наших ритуалах, например, когда украинцы наряжаются на Рождество или Маланку. Человеку под маской в период праздника разрешено определенное ритуальное антиповедение, ведь в это особое время ритуальные дебоши способствуют созданию нового мира из карнавального хаоса.
– Сейчас один из главных символов Хэллоуина – тыква. Она является архаичным атрибутом еще с кельтских времен?
– Тыквы на Савин не вырезали – они раньше не росли в Европе. Традиционно вырезали репу, а потом и яблоки. Туда клали уголек или свечу, чтобы отпугивать духов.
Есть история о скряге Джеке, который обманул дьявола. Тот так разозлился, что когда Джек умер, дьявол дал ему уголек из ада для "фонарика" и сказал ходить по миру, как неприкаянный дух. Эта история накладывается на то, что мы знаем о вырезании тыкв.
Использовать этот плод для "фонарика" начали именно в Америке, когда туда массово стали переезжать ирландцы и приносить свои традиции. Одной из главных причин эмиграции послужил Большой картофельный голод (голод в Ирландии в 1845-1849 годах, – Ред.).
В Америке истории о неприкаянных душах ложились на особую психологическую почву после Гражданской войны (1861-65 годы, – Ред.). Сотни тысяч людей считались пропавшими без вести или погибли в боях и неизвестно, где были похоронены.
Во многих штатах первые представления о праздновании Хэллоуина – это как раз рассказы страшных историй у костра о духах, которые не могут найти дорогу домой и которым надо осветить этот путь. То есть традиция реинтерпретировалась в несколько специфическом контексте из-за пережитой войны.
Поэтому история с резными тыквами развивается как своеобразная форма комеморации умерших.
– Как церковь превратила языческий Савин в христианский Хэллоуин?
– В средневековье церковь пришла на территории, где жили кельты, насаждать христианство, и увидела, что Савин очень масштабно празднуется. Поняла, что надо с чем-то с ним делать. И так постепенно начали внедрять идею о 1 ноября – День всех святых, на английском All Saints' Day, а затем еще 2 ноября – День всех душ, на английском – All Souls' Day. А 31 октября стало – All Hallows' Eve, то есть Вечер всех святых. Эти три дня образовали целый комплекс ритуалов All Hallows' Tide.
День всех душ начали постепенно внедрять уже в позднем Средневековье, распространяя знания о чистилище. Так прививали идею, что именно в эти дни надо молиться за души умерших, чтобы они из чистилища попали в рай, а не в ад.
Именно нищие и дети в первую очередь переняли функцию тех, кто будет вымаливать хорошее место на том свете. Поэтому на самом деле традиция хождения и выпрашивания сладостей все же связана с церковью, а не Савином. По факту слово Савин стиралось, вместо него появилось христианское название Хеллоуин, которое уже обрастало новыми ритуалами и интерпретациями.
Нищие и дети надевали костюмы и ходили выпрашивать соулкейки (от англ. Soul – душа, саке – печенье, – Ред.) – ритуальное сладкое печенье с изюмом, имбирем и сушеной смородиной. Его раздавали соулерам – "задушевным певцам", которые своими молитвами должны были выпросить легкий путь для предков. У Стинга есть известная композиция "Soul саке" – на самом деле это перепев традиционной колядки соулеров.
В Уэльсе была распространена традиция, когда переодетые в смерть люди ходили по домам со словами: "Смерть, смерть, смерть стучится к тебе". Они могли даже угрожать, типа: "Разобью голову твоей жены, если не дашь мне что-то вкусненькое, или не заплатишь".
Это ритуальное антиповедение создавало основание для ритуальных дебошей со стороны ряженого человека. Было и такое, что на крышу возы забрасывали и тому подобное. То есть все, то же, что мы знаем об Андреевских вечерницах, делалось и на Хэллоуин. Также молодежь собиралась для гадания.
Фактически на Хэллоуин были концентрированы все те традиции, которые у нас растянулись от Екатерины, Андрея и до Рождества и Маланки.
– Как гадали на Хэллоуин в древности?
– На Хэллоуин делали плей-партис (от англ. "play parties" – гулянки, Ред.), которые были похожи на наши Андреевские вечерницы. На эти вечеринки молодежь собиралась погадать, повеселиться, перезнакомиться и так далее.
Очень много обрядов крутилось вокруг яблок. Это был центральный атрибут на вечеринках. Яблоко – символ, связанный с любовными контекстами во многих культурах. В некоторых регионах Шотландии и Англии праздник даже называли не Хэллоуин, а Apple Bobbing Night (Ночь вылавливания яблок, Ночь кусания яблок, – Ред.).
На таких вечеринках молодежь чистила яблоки и на шкурках гадала – бросала их и смотрела, какие они дают тени, на что те похожи. Распространенной была игра, когда в тазики с водой бросали яблоки, которые потом надо было достать зубами без помощи рук. Если удастся, значит выйдешь замуж в этом году.
В Ирландии делали конструкцию в виде крестовины и на одной стороне ставили яблоко, на другой – зажженную свечу. Это все крутилось и во время движения нужно было укусить яблоко. Обычно в эту игру играли с партнером. Кстати, здесь много параллелей с украинским обрядом кусания калиты.
Еще очень распространено было гадание с каштанами. Нужно было загадать имя любимого человека, бросить пару каштанов в костер и смотреть, как те "ведут себя" – рядом или откатились, горят тихо или с искрами, или вообще не горят. Так предсказывали будущее пары.
В некоторых регионах эта ночь называлась "nut crack night" – то есть, когда раскалывали орешки. Больше всего гадали с каштанами и орешками. Популярным было гадание со скорлупой от яйца, которая служила лодочкой для свечи. Так же гадали на территории Украины со скорлупами от грецких орехов, не только от яиц. Также распространенными и у нас, и у них были выливания воска или масла на воду.
Парни тоже ходили на вечерницы и особенно любили гадать с каштанами, бросая их в огонь. А уже после вечерниц шли делать пакости.
В викторианский период в Британии эти плей-партис были очень популярны, уже тогда начинали делать тематические костюмы. Это выходило на уровень веселья, чтобы всем встретиться, погадать. А вот в США эти традиции приняли несколько иные формы.
– Как именно США видоизменила Хэллоуин и почему он стал таким популярным почти во всем мире?
– Еще в конце ХІХ века дебоши на Хэллоуин становились большой проблемой, но с началом Великой депрессии ситуация с вандализмом стала неконтролируемой. Газеты каждое 1 ноября выходили с новостями, что произошла очередная вакханалия в каком-то штате.
В 1879 году около 200 мальчишек в Кентукки остановили поезд, положив на железнодорожные пути чучело, которое машинист принял за человека. В 1900 году студенты-медики Мичиганского университета украли обезглавленный труп из анатомической лаборатории и прицепили его к входной двери здания.
Каждый год ситуация усугублялась, ее обостряла нестабильность в стране – чем больше было недовольства у населения, тем масштабнее это выплескивалось в Хэллоуинскую ночь.
В 1933 году родители были возмущены, когда сотни подростков переворачивали машины, обрезали телефонные столбы и совершали другие акты вандализма по всей стране. Люди начали называть праздник того года "Черным Хэллоуином", подобно тому, как обвал фондового рынка четырьмя годами ранее называли "Черным вторником".
Так дошло до того, что государство решило вмешаться и прописало для подростков сценарий празднования Хэллоуина. Например, для них начали создавать "Haunted Houses" – дома ужаса, чтобы все действа происходили в одном месте.
Школам давали советы, как все организовать. Все дети были заняты подготовкой костюмов. Для того, чтобы праздник был доступен каждому, начали продавать бумажные костюмы, которые стоили копейки. Родители тоже активно участвовали в подготовке праздника.
С 1920-х в США начали массово выдавать брошюрки о правилах и идеях празднования, а после 1933-го – это уже было расписано, как методичка. Создавали соответствующие мультики: "Танец скелетов", отдельные серии о Хэллоуине "Микки Маус" и "Бети Буп" и тому подобное. То есть государство планомерно приучало население к "правильному" празднованию и профинансировало это.
Традиция "trick or treat" – "сладости или пакости" еще с конца XIX в. трансформировалась в США. Теперь "паек" выносили этим "бандам", чтобы не трогали дом, а не как когда-то "соулеров" угощали, чтобы те молились за души предков. Кстати, в Украине тоже есть упоминания, что на Андрея и Маланку парням вывешивали мешки с водкой, салом, колбасами, чтобы те не делали пакости.
Итак, если в 30-40-е акцент был именно на детях и подростках, то со временем – когда они подросли – стало понятно, что нужен и взрослый контент. Именно в этот период выходят первые массовые хорроры и зарождается традиция фильмов-ужасов на Хэллоуин.
– Есть ли какие-то свидетельства, когда в Украину пришел этот праздник?
– Дело в том, что значительная часть украинцев давно исповедовала римско-католические обряды и отмечала 1 ноября. Просто оно не праздновалось в контексте массовых мероприятий. Накануне Дня всех святых было принято ходить на кладбище, зажигать свечу. Даже сейчас, в основном в западных регионах Украины, по кладбищам хорошо видно, что 1 ноября – это особый день для поминовения предков.
В православной традиции особое значение имеет Дмитрова суббота – это поминальная суббота, которая приходится перед днем Дмитрия Солунского – в этом году 25 октября.
В отдельных регионах Украины до сих пор распространена практика не только ходить на кладбище, но и делать поминальные ужины дома, приглашая души умерших предков. На Полесье это время называется "осенними дедами".
По факту у нас на "осенние деды", то есть поминки, приуроченные к Дмитровой субботе, не столь ярко выраженный акцент, как на Рождество, в период после Пасхи и на Зеленые праздники. Хотя тоже есть обычай делать определенную трапезу и звать умерших.
Вырезание тыкв у нас было, но в контексте пакостей, например, на Михайлово чудо (по новому стилю празднуют 6 сентября, – Ред.). Вырезали тыквы, чтобы поставить на дороге и кого-то напугать. На Андрея так же делали. То есть для того, чтобы повеселиться, посмеяться и напугать, а не чтобы зажечь свечу и показать путь души. Также это была и детская осенняя забава.
Все, что имеем аутентичное относительно осеннего контекста с тыквами – это "пранки", которые не обязательно приурочены к какой-то дате. Кроме того, сами тыквы у нас появились где-то в ХVIII веке.
И второй момент – у нас в Киевской области в Фастовском и Белоцерковском районах вырезание тыкв приурочено к Маковею. Там на этот праздник ставят украшенное чучело с "головой" тыквы. Такие чучела называют маковейчиками. Это очень хорошо сохранившаяся традиция, есть фотографии с 1950-х годов, а упоминания – еще более древние.
Фольклорист Елена Чебанюк связывает это с тем, что в тамошних храмах на Маковея проводили древний византийский обряд вынесения честного Креста Господня, который вошел в обряды Православных церквей в XII-XIII веках.
Поэтому то, что мы сейчас воспринимаем как чучело с доминантной маской из тыквы, скорее всего сначала было украшенным к празднику крестом. Интересно, что контекст Маковея – сбор урожая, что перекликается с Савином.
Этнограф Николай Сумцов пробовал анализировать празднование Семена 1 сентября, которое тоже сопровождалось упоминаниями о тыквах. Есть воспоминания, что в середине ХІХ века в Киеве на Житнем рынке торговцы в этот день, а 1 сентября было когда-то Новым годом, ставили елку и украшали ее вырезанными арбузами и тыквами. Но и здесь имеем дело с декором, а не "фонарным" призыванием умерших.
– Современное воспроизведение Хэллоуина в Украине – это празднование или коммерческое шоу?
– Последние годы дети активно его празднуют, в городах многие ходят переодетые, звонят в двери и просят конфеты. Вообще, этот праздник очень нравится детям. Он помогает через перевоплощение познакомиться со смертью, преодолеть страх и превратить его в смех. Молодежь также празднует, устраивает вечеринки с костюмами, просматривает хорроры и тому подобное.
– Как относитесь к тому, что Хэллоуин "перекочевал" в Украину?
– Не воспринимаю это как конкуренцию нашим праздникам. Мы не живем на необитаемом острове, у нас постоянно происходят контакты с другими культурами. Этот праздник давно уже с нами и с этим надо смириться. Просто надо знать, каким он был на самом деле, что это не только о переодевании и тыквах.
– Есть ли угроза, что Хэллоуин вытеснит наши праздники?
– Нет. Пример Хэллоуина прекрасен в том плане, чтобы понять, как распространять и делать правильную промоцию своих праздников, чтобы их хотелось воспроизводить по всему миру. И как раз украинцы могли бы это позаимствовать для Андрея. Чтобы с одной стороны коммерциализировать этот праздник, с другой – популяризировать на всех уровнях и даже экспортировать за границу. У нас для этого есть все шансы.
Пример Америки показал, что можно взять праздник под контроль, однако одновременно власть полностью оборвала праздник в народной основе. Обычный американец теперь не знает, что такое плей-партис, как там гадали и что такое соулкейки.
Однако этот четкий сценарий привел к тому, что Хэллоуин перенесся по всему миру и как раз стал третьим по популярности в плане коммерции после Рождества и Пасхи.
На самом деле более близкое знакомство с Хэллоуином даст нам возможность по-другому посмотреть на наш зимний цикл праздников. Во многом пересмотреть традиции, возможно усилить их. Поэтому стоит отходить от представлений о Хэллоуине как "сатанинском празднике" и познакомиться с его реальными истоками, увидеть, сколько подобного есть в нашей культуре и подумать, каким образом мы можем так масштабировать знания о наших праздниках, как это произошло с Хэллоуином.