Евросоюз в своем официальном отчете положительно оценил скорость, с которой Украина движется в ЕС. Но путь к полноправному членству еще измеряется годами.
РБК-Украина объясняет, что означает положительная оценка Брюсселем украинских реформ, какие дальнейшие шаги предстоит сделать и когда наконец возможно официальное вступление Украины в Евросоюз.
"Нынешний отчет подтвердил, что Украина имеет значимый прогресс на пути к членству в ЕС. Мы получили лучшую оценку с 2023 года", - прокомментировал европейский отчет, объемом более чем в сотню страниц, вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Тарас Качка.
Действительно, были все основания опасаться того, что нынешняя оценка со стороны Европы будет не такой высокой. И дело не только в скандале вокруг полномочий НАБУ и САП, о чем подробно писало РБК-Украина. Но и в общем снижении темпов реформ, в частности евроинтеграционных законопроектов, которые требуют одобрения Верховной радой.
Как признают собеседники РБК-Украина в парламентском монобольшинстве, примечание "евроинтеграционный" возле любого законопроекта уже не гарантирует его автоматического принятия Радой, как это было 2-3 года назад. Более того, некоторые из важных инициатив в принципе не набирали достаточно голосов в сессионном зале, поэтому их приходится вносить снова.
Но несмотря на все эти проблемы Европа все же причислила Украину к группе лидеров по прогрессу среди всех стран-кандидатов на вступление. Хотя наибольших успехов за год, по оценке Брюсселя, все же достигла Молдова.
Общая оценка уровня подготовки Украины к вступлению в ЕС по всем направлениям - 2,53 балла из 5 возможных (на 0,32 балла выше, чем в прошлом году). Но ее не стоит расценивать как аналог школьной "тройки с минусом". Этот показатель означает, какого в целом прогресса на пути к евроинтеграции по состоянию на сейчас достигла Украина.
Учитывая, что основная работа по приведению украинского законодательства в соответствие с европейскими нормами еще впереди, этот показатель действительно выглядит вполне хорошо. Тем более, что для вступления в ЕС необязательно иметь круглую "пятерку" по всем направлениям.
По показателю темпов реформ - то есть скорости, с которой Украина двигалась в ЕС за прошлый год - получена средняя оценка в 2,12 баллов. Это тоже неплохо - ведь соответствует "определенному прогрессу". Хотя Украина и заметно не дотянула до "хорошо" или "очень хорошего" прогресса.
И важно, чтобы хотя бы некоторое движение вперед, по оценке Брюсселя, Украина продемонстрировала в абсолютно каждой сфере - от монетарной политики до энергетики и рыболовства. И даже в сфере борьбы с коррупцией, особенно чувствительной, учитывая историю вокруг НАБУ и САП, Украина за год достигла "ограниченного прогресса".
Следующая ключевая дата для Украины - 18-19 декабря, когда состоится очередной саммит Европейского совета в Брюсселе, где соберутся лидеры государств-членов Евросоюза. Задача Украины - к этому моменту быть полностью готовой к открытию переговоров по всем шести кластерам, то есть сферам, которые охватывают все национальное законодательство, от обороны до промышленной политики, от торговли до борьбы с коррупцией.
По состоянию на сейчас Украина уже готова к открытию переговоров по трем из шести кластеров, а также полностью завершила "скрининг" - оценку того, насколько украинское законодательство соответствует европейскому по состоянию на текущий момент.
В случае положительного решения Евросовета может быть открыт по крайней мере первый переговорный кластер - "Основы". Впрочем, идеальный вариант - открытие переговоров сразу по всем кластерам, что существенно ускорит весь процесс.
Стоит отметить, что "переговорами" в привычном понимании его будет назвать трудно. Скорее речь идет о том, что Украина, как страна-кандидат на вступление в ЕС, должна будет адаптировать свое законодательство к европейскому и выполнять требования Брюсселя. По некоторым направлениям эти требования достаточно однозначны, по другим - дают стране пространство для маневра. Однако категорически отвергать какие-то из них Украина не сможет - ведь это она добровольно подала заявку на вступление в европейский "клуб", поэтому должна соблюдать правила его членов.
Пока что главная проблема на пути украинской евроинтеграции - сугубо политическая. Украина уже давно могла бы открыть переговоры по крайней мере по одному кластеру, если бы не блокада со стороны венгерского премьера Виктора Орбана (а для открытия переговоров нужно единогласное решение стран-членов ЕС).
Орбан превратил Украину в главную тему своей кампании на парламентских выборах в Венгрии, которые состоятся весной следующего года. В частности, любой ценой пообещал сопротивляться вступлению Украины в Евросоюз. И по нынешним правилам, имеет все возможности и дальше блокировать этот процесс.
По состоянию на сейчас в украинской власти, по информации РБК-Украина, рассматривают несколько вариантов дальнейших действий. В частности, до сих пор есть надежда на то, что Орбана все же удастся убедить снять свое вето. Однако учитывая то, что его партия "Фидес" имеет все шансы проиграть выборы, шансов на то, что венгерский премьер пойдет на уступки, не так много.
Второй вариант - изменить сам порядок проведения переговоров о вступлении. По нынешним правилам он состоит из множества (где-то полторы сотни) промежуточных решений, каждое из которых должно приниматься странами-членами ЕС единогласно. И соответственно, каждое из которых Орбан сможет ветировать. Поэтому есть идея, чтобы оставить требование единогласия только для ключевых решений в процессе. Однако и для этого необходимо согласие со стороны Орбана.
Поэтому запасной вариант, если венгерский премьер будет сопротивляться и в дальнейшем - вести переговорный процесс на практике, но без официальных решений по открытию кластеров. "Вам не нужен Орбан для проведения реформ", - заявила еврокомиссар по расширению Марта Кос.
Идея заключается в том, чтобы не терять время и проводить необходимую работу над изменениями законодательства, ожидая смены власти в Венгрии. Если же Орбан, несмотря на ожидания, сможет удержаться в кресле - тогда ждать того, что после выборов его позиция в отношении Украины смягчится. А когда любые политические препятствия отпадут, можно будет быстро оформить все необходимые формальные решения в переговорном процессе.
Даже если не брать во внимание фактор Орбана, перед Украиной лежит огромный объем работы на пути в ЕС, принятие необходимых законов и массива подзаконных актов. Даже амбиции украинской власти, всегда оптимистичные по срокам, очерчивают завершение переговоров до 2028 года (и Брюссель такие амбиции поддерживает).
В случае успешного завершения переговоров - этот этап точно потребует единогласного решения всех стран-членов ЕС - это решение должен утвердить Европарламент (с этим никаких проблем быть не должно).
После этого начнется последний, более длительный этап - парламент каждого из государств-членов ЕС должен одобрить присоединение Украины к Евросоюзу. В некоторых государствах по этому вопросу может понадобиться и национальный референдум.
Но в случае, если все этапы процесса пройдут гладко, тогда 2030 год выглядит вполне реальным ориентиром для вступления Украины в Европейский союз.
Подробнее об оценке Евросоюзом прогресса Украины по отдельным сферам - читайте по ссылке.