ua en ru

Больше никаких скидок на лекарства? Эксперты рассказали об ожиданиях на фармрынке

Больше никаких скидок на лекарства? Эксперты рассказали об ожиданиях на фармрынке Фото: эксперты рассказали об ожиданиях на фармрынке (Виталий Носач, РБК-Украина)

Специалисты и потребители фиксируют подорожание лекарств. Эта тенденция фиксируется через три месяца после введения правительственного регулирования цен на медпрепараты.

Так, как отмечают эксперты, если промониторить цены на безрецептурные лекарственные средства на любом аптечном прайс-агрегаторе, то картина будет следующей.

К примеру, цена на популярное обезболивающее "Нимесил" достигала своего пика в начале года, снизилась в феврале, еще снизилась незначительно в марте и возобновила рост после апреля.

"С рецептурными препаратами ситуация не лучше. Например, "Гептрал", который стоит 1000 грн, пациенты могли раньше покупать со скидкой до 30%, сейчас таких предложений все меньше", - констатируют специалисты.

В чем причина подорожания

Специалисты фармотрасли объясняют такое подорожание приостановлением маркетинговых платежей для аптек. Представители ритейла отмечают, что маркетинг - это в первую очередь удешевление лекарств, а остальное вторично. Большая (порой до 90%) часть маркетинговых платежей всегда шла на снижение цены для потребителей, потому что только скидкой можно поощрить купить именно твой препарат.

Как объясняет СЕО аптечной сети АНЦ Николай Щербина, аптечный маркетинг - часть конкуренции и естественных законов рынка, а ручное регулирование еще ни разу не приносило пользы.

"Мы будем иметь рост цен на практически весь ассортимент лекарств для потребителей, ведь маркетинг всегда был направлен на покрытие расходов и позволял демпинговать в рамках конкуренции более агрессивно. Рост цены для аптек - это падение продаж лекарств и потеря лояльности клиентов. Для всего рынка - рост задолженности между аптеками и дистрибьюторами и негативные ожидания из-за непредсказуемости последствий нового регулирования", - объясняет он.

Кроме того, маркетинговые платежи влияли и на увеличение рынка за счет дотирования потребителя: чем ниже цены, тем больше продажи, а чем больше продажи (объемы) тем больше скидки, потому что ниже себестоимость продукции.

Именно этим специалисты объясняют падение продаж лекарств в апреле, через месяц после решения приостановить маркетинговые платежи. По данным компании "Бизнес Кредит", в натуральном выражении продажи лекарств за апрель упали на 2,15% по сравнению с мартом. А ведущие производители за три месяца после введения запрета потеряли по 2-3% доли рынка, как свидетельствуют данные аналитической компании Proxima Research.

Сейчас аптеки продают то, что накопили в январе - феврале, до регулирования рынка, впрочем, цены постепенно растут: нет маркетинга, нет скидок. Но главное - нет запасов.

Потребители, которые годами бронировали лекарства через прайс-агрегаторы, знают, что скидки на лекарства в среднем достигали 30%. Это делалось за счет маркетинговых платежей. И возвращение их размера вернет и более дешевые лекарства, ведь рынок выровняется.