ua en ru

Турниры медведей и похороны Козы: что на Маланку делали 100 лет назад

Турниры медведей и похороны Козы: что на Маланку делали 100 лет назад Старинные обряды на Маланки, которые давно уже исчезли (фото: Getty Images)

Турниры медведей в колючей проволоке, похороны Козы, срамные тексты, фаллические символы, ритуальные "кражи" и ночное право на хаос - все это было частью живой обрядности, которая балансировала между магией плодородия, социальным троллингом и очень телесным юмором.

Как праздновали Маланку 100 лет назад и какие забытые ритуалы сегодня выглядели бы максимально дикими, рассказывает РБК-Украина.

Ночь оборотней и временное изменение законов

Классическая Маланка начала 20 века была обрядом переворачивания мира. Парни становились бабами, бедняки - панами, село смеялось над богатыми, девушки могли "управлять" мужчинами, а община позволяла себе то, чего никогда не сделала бы в обычный день.

Это было время, когда социальные границы умышленно стирались. Переворачивание имело магический смысл: перед началом нового года община "перезагружала" модель мира. Через маски, шутки и инверсии люди проходили символическое очищение - и из этого хаоса появлялся новый порядок.

Турниры медведей: ритуал силы

Наиболее сюрреалистический элемент старой Маланки - это медвежьи поединки, которые на Буковине устраивали между группами маланкарей. Персонаж Медведя был не просто для декорации: это должен был быть самый мужественный парень, готовый к физическому испытанию.

Турниры медведей и похороны Козы: что на Маланку делали 100 лет назад

На Маланки проводили многочисленные соревнования, которые со временем были забыты (фото: Getty Images)

В некоторых селах его голову даже обматывали проволокой - чтобы защитить от травм во время стычек и придать образу еще более дикий вид.

На рассвете 14 января медведи из разных "углов" деревни выходили на турнир. Боролись, пока один не падал: не ради зрелища, а чтобы определить, кто из групп имеет право маланковать в "престижных" частях села.

Это был и социальный рейтинг, и инициация - демонстрация силы, выносливости и взрослости. Сегодня этот обряд пережился в форме декоративных костюмов, но реальные схватки остались только в этнографических записях и воспоминаниях старожилов.

Похороны Козы: финал новогодней мистерии, которого уже не увидишь

Образ Козы сегодня кажется веселым фольклорным символом, но сто лет назад он имел гораздо более драматический смысл.

В новогодней мистерии Козу убивали, "оплакивали" и пытались оживить. Это была сценка смерти и воскрешения духа плодородия - магический акт, который гарантировал, что год будет щедрым.

На Буковине иногда делали отдельные "похороны Козы" уже 14 января: с шутливым плачем, крикливыми "печальными" песнями и сатирическими речами.

После этого обряда считалось, что праздничный цикл завершился, и село возвращается к привычной жизни.

Турниры медведей и похороны Козы: что на Маланку делали 100 лет назад

Большинство сюжетов на Маланки было запрещено советской властью (фото: Getty Images)

Этот архаичный сюжет сегодня почти утрачен. В современных туристических Маланках его или не воспроизводят, или оставляют в сокращенном формате без магической глубины.

Девичьи Маланки: когда Молодую выбирали не для свадьбы

Не все знают, что в некоторых регионах существовали чисто женские Маланки. Девушки выбирали среди себя "Молодую" - самую красивую, самую красивую или наиболее харизматичную девушку села.

Она становилась символической невестой года. Группа ходила от дома к дому, а ребята имели право приветствовать их, шутить, приглашать внутрь. Но одновременно это была форма социального контроля: девушки оценивали парней, их поведение, щедрость и даже потенциальную "брачность".

В некоторых селах женская Маланка была откровенно эротизированной - не в вульгарном смысле, а в смысле телесной свободы, которая символизировала обновление и жизненную энергию. Такой обряд сейчас практически исчез, потому что современная культура стыдится его первоначальной интенсивности.

Переберия: когда можно было украсть ворота и остаться безнаказанным

Буковинская Маланка имела еще один уникальный инструмент - переберию, то есть ритуальный хаос, который позволял делать почти все. Ряженые могли переставить сани, разобрать ворота, спрятать лестницу или перекрыть дорогу соломой.

Эти ночные "кражи" были не преступлением, а разрешенной частью ритуала. Хозяева не сердились: наоборот, принимали это как знак внимания, а иногда как коллективную шутку в адрес конкретной семьи.

Переберия была социальным "вентилем", позволявшим селу выпустить напряжение, разрешить конфликты шуткой и перевести обиды в ритуальную плоскость.

Именно поэтому она была такой важной - и такой опасной для советской власти, которая впоследствии сделала все, чтобы эти практики исчезли.

Турниры медведей и похороны Козы: что на Маланку делали 100 лет назад

Старинная Маланка была откровенной и безумной (фото: Getty Images)

Срамная Маланка: эротический код, который замалчивают современники

Старые маланчиные тексты были настолько постыдными, что их и сегодня не опубликовали бы в открытом доступе.

"Читаральники" - специальные персонажи, которые произносили песнопения и рифмованные остроты, - могли озвучивать очень телесные, иногда предельные шутки.

В некоторых регионах носили фаллические символы из овощей, капусты, моркови или дерева - это была магия плодородия в чистом виде, без грима.

Такая откровенность была частью ритуальной логики: община позволяла себе проговорить табуированное, очистить пространство от напряжения и одновременно задобрить силы природы.

В современных реконструкциях этот код либо замалчивается, либо полностью вырезан, потому что слишком радикально выбивается из публичных норм.

Почему эти обряды исчезли

Первым ударом для старинных обрядов стал советский запрет. Маланку клеймили как "религиозный пережиток", а группы преследовали. Многие элементы просто не пережили репрессивной политики: турниры медведей исчезли, срамные тексты исчезли, переберия была запрещена как "хулиганство".

Вторым ударом стала модернизация: места традиционных персонажей - Козы, Пана, Черта, Смерти - заняли милиционеры, инспекторы, советские герои и герои поп-культуры.

Третьим этапом стала фестивализация. Современные Маланки - красивые, зрелищные, но максимально безопасные. То, что было магическим, диким и важным для общества, превратилось в инстаграмный карнавал.