ua en ru

Трагическая история Николая Леонтовича, которая до сих пор болит: как его "Щедрик" стал хитом без имени

Трагическая история Николая Леонтовича, которая до сих пор болит: как его "Щедрик" стал хитом без имени Кем был Николай Леонтович и как он прославил Украину на весь мир (фото: Википедия)

Сегодня исполняется 148 годовщина со дня рождения Николая Леонтовича - композитора, чью музыку мир узнает с первых нот, но чье имя десятилетиями замалчивали. Его "Щедрик" звучит на Рождество от Нью-Йорка до Токио, но сам композитор не дожил ни до славы, ни до признания из-за советских агентов.

Какая трагическая история постигла автора одной из самых известных мелодий в мире, рассказывает РБК-Украина.

Кто такой Николай Леонтович

Николай Леонтович родился в 1877 году на Подолье в семье священника. Музыка была для него не хобби, а средой обитания - он рано начал записывать народные песни, учился в духовных заведениях, но быстро понял: церковная карьера - не его маршрут.

Леонтович работал учителем, дирижером, хормейстером, постоянно совершенствовал технику обработки народной песни. Он не просто гармонизировал фольклор - он превращал его в высокую музыку, понятную миру, не изменяя украинским корням.

"Щедрик", который облетел планету

"Щедрик" - это не случайный хит, а результат многолетней работы. Леонтович переписывал и шлифовал его минимум пять раз, доводя звучание до идеальной математической точности.

Мировой прорыв произошел уже после его смерти, когда Украинская республиканская капелла под руководством Александра Кошица повезла "Щедрик" в турне по Европе и США. Именно там песня получила новый текст и стала известной как Carol of the Bells - без упоминания о композиторе и без объяснения, что это украинская мелодия.

Факт жесткий, но честный - мир полюбил "Щедрик", не зная, какой ценой он был создан.

Трагическая история Николая Леонтовича, которая до сих пор болит: как его "Щедрик" стал хитом без имени

Николай Леонтович (фото: Википедия)

Трагическая смерть, которая не была случайностью

23 января 1921 года Николая Леонтовича застрелили в доме его родителей в селе Марковка. Официальная версия - ограбление. Реальность - значительно темнее.

Убийцей был агент ВЧК, который находился в доме под видом гостя. Леонтович активно контактировал с украинской интеллигенцией, поддерживал идею культурной независимости и работал над новыми хоровыми произведениями во время, когда любая украинская самоидентификация воспринималась как угроза.

Это было не бытовое убийство, а обычное в те годы, устранение человека, который мешал. Талантливому композитору было всего 43 года.

Расследование гибели Леонтовича длилось десятилетиями и историки выдвигали множество разнообразных версий. Но свет на эту запутанную историю пролила заведующая отделом областного краеведческого музея Лариса Семенко.

Она много лет собирала материалы в музей и чудом к ней попал толстый дневник известного украинского писателя Степана Васильченко. В дневнике упоминается один из ближайших друзей Леонтовича - Игнат Яструбецкий. Именно он навещал отца композитора после трагедии и записал подробный рассказ обо всех событиях, которые тогда происходили.

Леонтович - это не только "Щедрик"

Его наследие значительно шире, чем одно рождественское произведение. Леонтович создал более 150 хоровых обработок народных песен, работал над оперой "На русалчин Великдень" по Борису Гринченко и фактически сформировал новую школу украинской хоровой музыки.

Интересный факт: Леонтович был перфекционистом до крайности. Он мог годами не публиковать произведение, если считал его "недостаточно чистым". Именно поэтому часть его музыки была открыта уже после смерти.

Еще один момент, о котором редко говорят: композитор жил очень скромно, почти в нищете. Он не зарабатывал на своем таланте и не искал покровителей - для него музыка была важной духовной миссией.

Почему эта история важна сегодня

Леонтович - это история о том, как культура выживает даже тогда, когда человека физически уничтожают. Это история об упущенном шансе - и одновременно о бессмертии. Потому что пулей можно остановить композитора, но не песню.