Трагическая история Николая Леонтовича, которая до сих пор болит: как его "Щедрик" стал хитом без имени
Кем был Николай Леонтович и как он прославил Украину на весь мир (фото: Википедия)
Сегодня исполняется 148 годовщина со дня рождения Николая Леонтовича - композитора, чью музыку мир узнает с первых нот, но чье имя десятилетиями замалчивали. Его "Щедрик" звучит на Рождество от Нью-Йорка до Токио, но сам композитор не дожил ни до славы, ни до признания из-за советских агентов.
Какая трагическая история постигла автора одной из самых известных мелодий в мире, рассказывает РБК-Украина.
Кто такой Николай Леонтович
Николай Леонтович родился в 1877 году на Подолье в семье священника. Музыка была для него не хобби, а средой обитания - он рано начал записывать народные песни, учился в духовных заведениях, но быстро понял: церковная карьера - не его маршрут.
Леонтович работал учителем, дирижером, хормейстером, постоянно совершенствовал технику обработки народной песни. Он не просто гармонизировал фольклор - он превращал его в высокую музыку, понятную миру, не изменяя украинским корням.
"Щедрик", который облетел планету
"Щедрик" - это не случайный хит, а результат многолетней работы. Леонтович переписывал и шлифовал его минимум пять раз, доводя звучание до идеальной математической точности.
Мировой прорыв произошел уже после его смерти, когда Украинская республиканская капелла под руководством Александра Кошица повезла "Щедрик" в турне по Европе и США. Именно там песня получила новый текст и стала известной как Carol of the Bells - без упоминания о композиторе и без объяснения, что это украинская мелодия.
Факт жесткий, но честный - мир полюбил "Щедрик", не зная, какой ценой он был создан.
Николай Леонтович (фото: Википедия)
Трагическая смерть, которая не была случайностью
23 января 1921 года Николая Леонтовича застрелили в доме его родителей в селе Марковка. Официальная версия - ограбление. Реальность - значительно темнее.
Убийцей был агент ВЧК, который находился в доме под видом гостя. Леонтович активно контактировал с украинской интеллигенцией, поддерживал идею культурной независимости и работал над новыми хоровыми произведениями во время, когда любая украинская самоидентификация воспринималась как угроза.
Это было не бытовое убийство, а обычное в те годы, устранение человека, который мешал. Талантливому композитору было всего 43 года.
Расследование гибели Леонтовича длилось десятилетиями и историки выдвигали множество разнообразных версий. Но свет на эту запутанную историю пролила заведующая отделом областного краеведческого музея Лариса Семенко.
Она много лет собирала материалы в музей и чудом к ней попал толстый дневник известного украинского писателя Степана Васильченко. В дневнике упоминается один из ближайших друзей Леонтовича - Игнат Яструбецкий. Именно он навещал отца композитора после трагедии и записал подробный рассказ обо всех событиях, которые тогда происходили.
Леонтович - это не только "Щедрик"
Его наследие значительно шире, чем одно рождественское произведение. Леонтович создал более 150 хоровых обработок народных песен, работал над оперой "На русалчин Великдень" по Борису Гринченко и фактически сформировал новую школу украинской хоровой музыки.
Интересный факт: Леонтович был перфекционистом до крайности. Он мог годами не публиковать произведение, если считал его "недостаточно чистым". Именно поэтому часть его музыки была открыта уже после смерти.
Еще один момент, о котором редко говорят: композитор жил очень скромно, почти в нищете. Он не зарабатывал на своем таланте и не искал покровителей - для него музыка была важной духовной миссией.
Почему эта история важна сегодня
Леонтович - это история о том, как культура выживает даже тогда, когда человека физически уничтожают. Это история об упущенном шансе - и одновременно о бессмертии. Потому что пулей можно остановить композитора, но не песню.
Вас также может заинтересовать:
- Как Алексей Алчевский основал банковскую систему и поразил Харьковщину
- Кем был Александр Мурашко посмертно открыл новое направление модернизма
- Мифы и правда из биографии украинского гетмана Павла Полуботка
Для написания этого материала были использованы следующие источники: Украинский институт национальной памяти, Энциклопедия истории Украины, Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии, Википедия.
