Иконы всегда скрывали больше, чем кажется. Каждая линия, цвет или символ имели глубокий смысл. Среди этих знаков особое место занимает квадратный нимб - редкий символ, который встречается на древних христианских иконах и фресках.
Какое значение имел в древности квадратный нимб, кого с ним рисовали на иконах и почему со временем это прекратили делать, рассказывает РБК-Украина.
В христианской иконографии нимб символизирует святость, присутствие Божьей благодати. Однако квадратный нимб был исключением. Его использовали для изображения живых людей, которые еще находились на земле, но уже были известны своими добрыми делами или духовным служением.
Такой знак был своеобразным знаком уважения, а не прославления. Иконотворцы будто говорили: "Этот человек еще среди нас, но его жизнь уже полна святости".
В византийской традиции квадратные нимбы имели императоры, меценаты, основатели храмов, святые отцы, которые еще были живы на момент создания иконы.
Например:
Квадратный нимб на иконе (скриншот)
Круг означает вечность и совершенство, потому что не имеет начала и конца.
Квадрат - земная, временно ограниченная жизнь.
Поэтому квадратный нимб символизировал живого человека, а круглый - святого в вечности.
Этот код в иконописи был настолько глубоким, что позволял зрителю сразу распознать, кто изображен: тот, кто уже в Царстве Небесном, или тот, кто еще совершает свой путь здесь, среди людей.
После VII века квадратные нимбы постепенно исчезли из иконописи. Когда церковь четко разграничила почитание святых и обычных людей, такая форма стала неуместной. Впоследствии квадратные нимбы остались лишь в отдельных мозаиках и фресках как историческая память о древней символике.
На известной мозаике "Император Юстиниан с придворными" в базилике Сан-Витале в Равенне Юстиниан имеет квадратный нимб, тогда как святые рядом - круглые. Это один из немногих визуальных "подписей времени", который сохранился по сей день.
Папа Римский Григорий I Великий (ок. 540-604) часто изображался с квадратным нимбом на мозаиках и рукописях, поскольку эти произведения создавались при его жизни или сразу после него, но до его официальной канонизации.
Вас может это заинтересовать:
При написании материала были использованы следующие источники: Uspensky L., Theology of the Icon, Oxford Dictionary of Christian Art and Architecture, Энциклопедия христианской иконографии, Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины, Ермолова Т., Символика нимба в византийской иконописи.