Самая загадочная картина Европы: почему она сводила с ума Фрейда, Ленина и Гитлера
Загадочная картина, которая поражала Гитлера, Ленина и Фрейда (фото: Getty Images)
Картина "Остров мертвых" была написана Арнольдом Беклином между 1880 и 1886 годами. С первого взгляда - призрачный остров, одинокая фигура в белом и гроб, плывущий по темным водам. Но этот шедевр стал одним из самых известных и загадочных произведений того времени, который сводил с ума диктаторов и психиатров.
Что известно о картине "Остров мертвых" и почему Фрейд, Ленин и Гитлер не могли отвести от нее глаз, рассказывает РБК-Украина со ссылкой на IDR.
Картина, рожденная из боли
Юный Арнольд Беклин устроился на курсы архитектурного рисунка в Академию художеств в Дюссельдорфе. Именно в то время начал развиваться жанр пейзажа и его изучали во всех известных художественных школах.
Картины с пейзажами имели популярность у богачей, у коллекционеров и в музеях. То есть рисовать пейзажи в то время было делом прибыльным и 17-летний Беклин решил стать именно пейзажистом.
После школы он провел пять лет в Риме, где изучал искусство, смотрел на фрески и картины. От романтических пейзажей Беклин перешел к мифологическим сюжетам и аллегорическим картинам со сложной символикой.
В 1853 году Беклин наведался снова в Италию, где влюбился в молодую итальянку. Он женился и у пары было 14 детей, восемь из которых умерли в детстве. Это сильно повлияло на художника, который и так был довольно мистически настроен.
Беклин создал "Остров мертвых" во Флоренции, недалеко от Английского кладбища. Там покоилась его дочь Мария - одна из восьмерых детей, которых он потерял. Первую версию этого полотна заказал покровитель Гюнтера Александра, но она получилась настолько личной, что Беклин оставил ее себе.
 1 вар.jpg)
"Остров мертвых", первый вариант (фото: Википедия)
Вторая появилась по просьбе вдовы Марии Берни - именно тогда в композиции впервые появилась женщина в белом и гроб. Женщина потеряла мужа и картина Беклина напоминала ей о похоронах. Автор создал для нее уменьшенный вариант картины на доске, который позже оказался в собрании Музея искусства Метрополитен.
Во втором варианте не было лодки. Беклина не удовлетворяли варианты картины и он снова ее переделывал. Когда на полотне оказались вместе лодка и фигура в белом - картина получила название.
Сюжет заинтересовал богачей и третья версия была создана в 1883 году для галереи Фрица Гурлита. Этот вариант понравился художнику и граверу Максу Клингеру, который создал офорт (разновидность гравюры - ред.) картины. И это способствовало популярности картины Беклина среди широкой общественности.
 3 вер.jpg)
"Остров мертвых", третий вариант (фото: Википедия)
Четвертый вариант картины художник написал из-за потребности в деньгах - владельцем стал барон Генрих Тиссен, который украсил ею офис в берлинском банке. Эта картина была уничтожена во время бомбардировок Второй мировой войны.
Всего их было пять - и каждая имела свою судьбу. Беклин подавал варианты в разных тонах - то сумерки, вечернее солнце, то верхушки кипарисов наклонены ветром.
Шестую и последнюю - завершил его сын Карло в 1901 году, когда художника уже не стало. Сейчас она оказалась в Эрмитаже.
Что на картине
Все варианты композиции имеют изображение скалистого острова, к которому приближается лодка с умершим в гробу. В пятом варианте есть отсылка к греко-римской мифологии: есть река Стикс и перевозчик умерших Харон.
Скалистый остров похож на морское побережье Италии или Греции. Некоторые пытались искать этот остров, но на самом деле его не существовало и сходство с реальными местами - случайно.
_1890.jpeg)
Офорт "Остров мертвых" Макса Клингера (фото: Википедия)
Картина настолько захватывала других художников, что ее начали перерисовывать, дополнять, делать из нее гравюры, фрески, открытки, полотна. Ее молчаливая, особая мечтательность захватывала тех, кто искал смысла в смерти, контроле и подсознании.
Никакого объяснения к своей картине автор не имел. Она была написана в грусти по утраченному, в боли, которой была наполнена его жизнь. Название придумал не Беклин, а его дилер Фриц Гурлитт.
Беклин лишь говорил: "Я хотел, чтобы от этой тишины человек испугался собственных шагов".
Кипарисы, скалы, лодка и фигура, плывущая к неизвестному берегу - все здесь построено на полутонах и подсознательных страхах.
Почему от картины сходили с ума Фрейд, Ленин и Гитлер
Выяснился странный факт - Зигмунд Фрейд, Владимир Ленин и Адольф Гитлер владели этой картиной или же имели с ней тесные связи. И каждый из них находил что-то свое в этой приглушенной аллегории смерти.
Зигмунд Фрейд держал репродукцию "Острова мертвых" в своем кабинете. Для него это была идеальная метафора бессознательного - места, куда мы не хотим смотреть. Основатель психоанализа считал, что эта картина - невысказанный символ темных стремлений человеческой психики.
Владимир Ленин, как ни парадоксально, повесил копию картины над своей кроватью в изгнании. Революционер-атеист, отрицавший потустороннее, ночевал под образом лодки, плывущей в вечность. Никто не знает, что именно он в ней видел.
Адольф Гитлер приобрел третью версию картины в 1933 году. Он установил ее сначала в своей альпийской резиденции, а затем перенес в рейхсканцелярию в Берлине. Сейчас картина хранится в Старой Национальной галерее.
По словам историков, диктатор, который бредил контролем над жизнью и смертью, мог видеть в этой картине символ власти над тишиной.
"Остров Мертвых", 4 вариант (фото: Википедия)
От музыки до кино: когда искусство выходит за рамки
В 1909 году Сергей Рахманинов создал одноименную симфоническую поэму, вдохновившись черно-белой репродукцией полотна. Позже он признался: "Увидев цвета, я бы, пожалуй, никогда не написал эту музыку".
В 1945 году Голливуд снял фильм "Остров мертвых" - с вступлением, воспроизводящим композицию Беклина.
Элементы картины можно увидеть и в "Кинг-Конге" (1933), и в "Чужом: Завет" Ридли Скотта, где сад андроида Дэвида напоминает тот самый остров смерти.
Литераторы тоже не отставали - в 1969 году автор научной фантастики Роджер Желязны опубликовал роман "Остров мертвых".
Даже в цифровую эпоху его образ не исчезает. В видеоиграх, комиксах и сериалах она появляется снова и снова - как напоминание, что смерть и красота не противоположны.
"Остров жизни": светлая тень тьмы
Через несколько лет после серии "Островов мертвых" Беклин написал противоположную работу - "Остров жизни" (1888).
Тот же пейзаж, но залитый солнцем, наполненный движением и зеленью. Как будто художник пытался доказать, что даже после смерти есть свет. Но мир запомнил именно темную версию.
 4 вер.jpg)