Она много лет дарила стране юмор и легкость, но сегодня выходит на сцену совершенно другой - тихой, честной, без масок. Елена Кравец в своем моноспектакле "Можна я просто посиджу?" позволяет себе быть настоящей: говорить об усталости, любви, внутренних надломах и том, как находить силу в тишине.
В разговоре с РБК-Украина актриса поделилась тем, что для нее значит честность с собой, как рождался спектакль о женской силе и тишине, почему иногда важно не держаться "до последнего" и как звучит момент, когда перестаешь бежать и начинаешь дышать.
– Что вас вдохновило создать именно моноспектакль "Можна я просто посиджу?"
– Идея этого моноспектакля возникла из желания сделать что-то не только комическое, а настоящее - жизненное, светлое, то, что вдохновляет. Я носила ее в себе еще с 2018 года, но реализовалась она только сейчас. Видимо, после начала большой войны мы все стали острее чувствовать потребность в свете, в жизни, в чем-то, что поддерживает.
Поэтому спектакль стал для меня естественным продолжением того, что всегда меня интересовало - женщина, психология, актерство. И, кажется, именно сейчас настал момент, когда все эти составляющие наконец сошлись в одном месте.
– Как вы выбирали пять героинь для спектакля?
– Мы с Анной Лелик - психотерапевтом и соавторкой всех историй моноспектакля - сразу знали, что хотим говорить о современных женщинах и о том, что отзывается нам здесь и сейчас.
Истории, написанные сто лет назад, сегодня звучат иначе. Разве что любовь - она всегда вечна, ей неважно, сколько прошло веков. Но современная жизнь - это другие вызовы, другие переживания, которые мы не ожидали встретить.
Мы выбирали героинь, в чьих историях происходит внутренняя война: когда привычный мир рушится, и после этого уже ничего не будет, как раньше. Это те женщины, которые вдруг начинают задавать себе непростые вопросы. Например, одна задумывается, имеет ли смысл ее брак.
Другая потеряла дом и живет с чувством вины. Есть женщина, которая не может принять свой возраст. И та, что колеблется купить красивое платье - потому что "уместно ли это сейчас?".
Все эти истории - о нас и нашем обществе сегодня. Через героинь мы пытались найти ответы на вопросы, которые беспокоят каждую из нас.
– Есть ли среди них та, с которой вы себя больше всего отождествляете?
– Я частично отождествляю себя с каждой. Ни одну женщину не играю, как ту, чья ситуация или чей ход мыслей мне не знаком, - там везде немножко меня.
– Есть ли какой-то маленький "ритуал", который помогает вам настроиться на роль перед выходом на сцену?
– Есть, но он настолько магический и немножко странный, что не скажу. И нет, это не алкоголь.
– Ваши героини проходят через потери, сомнения и трансформации. Что для вас лично означает "посидеть и услышать себя"?
– Для меня "посидеть и услышать себя" - это дать себе пространство для честного разговора с собой. Без шума, без суеты, в тишине, где нет необходимости ничего доказывать.
Мы часто убегаем от этого состояния - заполняем его делами, словами, людьми. Но когда остаешься один на один с собой, появляется шанс посмотреть правде в глаза.
И, возможно, признать: да, когда-то я это выбрал, но теперь хочу иначе. Потому что все, что мы не меняем - мы продолжаем выбирать. Это и есть - посидеть и услышать себя.
– Как вы справляетесь с моментами, когда кажется, что жизнь "остановилась" и ничего не меняется?
– Слушайте, у меня не было такого момента уже очень давно - чтобы жизнь остановилась и ничего не меняется. Мне кажется, у нас каждый день меняется жизнь то в одну, то в другую сторону, то в сторону надежды, то в сторону уныния. Поэтому я давно не помню такого, чтобы жизнь остановилась и ничего не менялось. Даже не уверена, было ли вообще.
– Считаете ли вы, что у каждой женщины есть свой "момент перерождения"? Как его найти?
– Каждая женщина способна на него. И да, она может до него дойти, если нуждается в этих изменениях. Если то, что раньше держало ее, сегодня не работает. Наступает период в жизни, когда уровень внутреннего дискомфорта достигает такого предела, с которым трудно мириться.
Хорошо, когда есть связь с собой, контакт с сердцем, силы сделать определенные движения. Тогда, рано или поздно, через внутреннюю работу, через, возможно, какое-то сопротивление, женщина придет к точке невозврата.
Она попадет в собственную турбулентность и решит: возвращаться ли ей назад, или пройти сквозь эту тряску и выйти на совсем другие воздушные потоки - на совсем другую свою высоту.
– Что вы хотели бы, чтобы зритель почувствовал после спектакля - на уровне сердца, а не только развлечения?
– Я знаю, что люди это чувствуют. После спектакля они выходят другими - более спокойными, честными с собой. Они понимают, что не одни в своих болях и сомнениях. Что с ними все в порядке. Что они - живые.
Некоторые потом говорят мне: "Страх исчез. Мне хочется быть настоящим". И я думаю - вот для чего все это. Театр - это не о развлечении. Это о внутреннем движении, о том первом вопросе к себе, который вдруг вызревает где-то глубоко внутри.
– Помогает ли вам искусство, сцена и ваши героини чувствовать духовную связь с собой?
– Конечно. Это для меня тоже определенное утешение. Я бы этого не делала, если бы не чувствовала на уровне души, на уровне сердца. Для меня каждый спектакль - это праздник, каждый зритель, который пришел, - это гость. Это очень классное ощущение. Я наконец делаю то, во что верю. То, что очень давно хотела сделать.
Читайте также интервью с актрисой Алисой Тункевич о балансе между сценой и камерой, что ее спасает от эмоционального выгорания во время войны, и почему блогерство - не ее путь.
Кроме того, предлагаем интервью с актером-военным Владимиром Кравчуком о съемках в условиях войны, воспитании сына и фильме "Батьківські збори".