Ковбойская шляпа - один из самых известных символов американской культуры. Но изначально она не имела ничего общего с ковбоями. Первые модели создавались не для стиля, а совсем для других целей.
Кто и для чего создал ковбойскую шляпу и что вы действительно могли не знать об этом аксессуаре, рассказывает РБК-Украина.
История этого головного убора начинается во второй половине XIX века, когда Запад США только начинал активно осваиваться. Именно тогда Джон Батт Стетсон, сын шляпника из Нью-Джерси, решил сделать головной убор, который бы выдерживал любые погодные условия.
Долгое время ковбои носили капитанские морские шляпы или шляпу из соломы. У некоторых были и другие аксессуары - шапки из разнообразного меха.
Джон Беттерсон Стетсон родился в 1830 году в городе Ориндж, штат Нью-Джерси, и он стал восьмым ребенком в семье. Всего в семье было 12 детей.
Джон много работал в семейном бизнесе - на шляпной фабрике и впоследствии начал сильно болеть. Приговор врачей был неутешительным - туберкулез, а в 1850-х годах такой диагноз был практически смертельным.
Джону было всего 20 лет и он был уверен, что жить ему осталось недолго и парень решил, что нужно успеть попробовать еще что-то. Он устроился на кирпичный завод и имел хорошие перспективы. Но сначала разлилась река Миссури, которая уничтожила кирпичный завод, а потом началась Гражданская война. Стетсона в армию не взяли из-за болезни.
Джон решил перебраться на Запад, потому что врачи говорили, что более сухой воздух поможет ему лучше себя чувствовать. Он выбрал штат Миссури и не прогадал - там ему действительно стало легче. Болезнь не отступила полностью, но дала надежду на жизнь.
Когда закончились деньги, Джон вернулся домой. И привез с собой интересную идею - создать шляпу, которая бы облегчила жизнь людям на Западе. В то время поселенцы носили там соломенные шляпы и британские цилиндры, но это не защищало их от дождей и солнца.
В 1865 году Стетсон сшил первый экземпляр из шкуры бобра. Шляпа имела высокую тулью и широкие поля, которые можно было сгибать, складывать, даже использовать как ведро для воды. Свой первый экземпляр он продал настоящему ковбою.
Его модель получила название Boss of the Plains - "Хозяин равнин". Этот дизайн и стал основой для всех будущих ковбойских шляп. Стетсон основал собственную компанию и начал производить фетровые шляпы высокого класса.
"Она защищала глаза от солнца и шею. Она была похожа на зонтик. Он давал вам ведро, чтобы поить лошадь и чашку, чтобы поить себя. Он был отличным вентилятором, который иногда нужен для огня", - так описывали ковбойские шляпы люди.
Ковбойская шляпа Стетсона быстро завоевала весь мир (фото: Freepik)
Свои образцы он разослал всем крупным продавцам на Западе и очень быстро стал известным во всей Америке. Рекламные каталоги изображали ковбоев в широкополых шляпах как воплощение мужества, свободы и независимости.
В отличие от модных европейских головных уборов, которые не выдерживали полевых условий, стетсоновская шляпа была практичной, долговечной и универсальной. Она быстро обрела популярность среди пастухов, золотоискателей и путешественников.
Постепенно шляпы начали отличаться по форме, цвету и отделке - появились изогнутые поля, тисненые ленты, украшения из металла или кожи.
В 1886 году имя Джона стало настоящим брендом и он имел огромную фабрику в Филадельфии, которая производила 2 миллиона шляп в год.
Он дал работу многим людям и создал идеальные условия для своих работников - пенсии, рождественские бонусы, на фабрике была библиотека, стоматологический кабинет и даже больница. Также он предоставлял работникам жилье и построил для них парк.
Кроме того, Стетсон стал благотворителем - он профинансировал создание Университета Темпла и Университет Стетсона, открыл приют для бездомных и бесплатную столовую в Филадельфии.
Умер Джон Стетсон в почтенном возрасте в 1906 году - он дожил до 75 лет. И его дело унаследовали его дети. Большую часть своих денег он пожертвовал благотворительным организациям.
В 1920-х годах такие модели уже снимали в фильмах о Диком Западе, и шляпа стала неотъемлемой частью образа героя.
Кинематограф XX века окончательно закрепил статус ковбойской шляпы. Благодаря фильмам с Джоном Уэйном, Клинтом Иствудом, Гэри Купером этот аксессуар превратился в символ силы, независимости и американского духа.
В 1950-х ее начали носить музыканты кантри, а в 1970-х - даже политики. Шляпа стала национальным брендом США, но при этом сохранила свое практическое значение - ее до сих пор носят фермеры, ранчеры и жокеи.
Современные ковбойские шляпы изготавливают из фетра, кожи или соломы, и каждый регион имеет свои особенности дизайна. Несмотря на то, что сегодня она чаще появляется на фестивалях кантри или в модных фотосессиях, эта шляпа до сих пор символизирует выносливость, независимость и дух приключений.
Ковбойская шляпа прошла путь от простого утилитарного изделия до эмблемы американской культуры - и, кажется, снимать ее никто не собирается.
Вас может это заинтересовать:
При написании материала были использованы следующие источники: Smithsonian Magazine, American Cowboy Museum, The Hat Makers Journal, Encyclopedia of the American West