Во время, когда война изменила каждого из нас, даже комедия может стать лекарством. Именно об этом говорит актриса Лили Цвеликова - звезда новой украинской ленты "Батьківські збори", которая выходит в кино уже 30 октября. Это не просто еще одно легкое кино о буднях родителей - это история о поиске равновесия между страхом и любовью, усталостью и верой, смехом и тишиной.
В разговоре с РБК-Украина Лили рассказала, как научилась снова смеяться, не теряя глубины, поделилась мыслями о своей героине, работе с командой "Мамахихотала", а также о том, как сохраняет ментальное равновесие и веру в себя во время войны.
– Скоро премьера фильма "Батьківські збори". Расскажи о своей героине в этой ленте? Сложно было вжиться в роль или она на вас похожа?
– Юля Сологуб - так зовут моего персонажа. Это мой дебют в роли мамы-подростка. Я еще не имела такого опыта, поэтому спасибо авторам за доверие к воплощению. Жаль, правда, что в этой истории мало прямой коммуникации моей героини с сыном.
Но мне было интересно выстроить внутри себя этот постоянный диалог с ним, мыслью о нем, такой перманентный внутренний шум заботы: "А как там Костя? А что он сейчас делает? А пообедал ли он? Не сжег ли квартиру? Не махнул ли в кругосветное путешествие пока мы решаем свои "взрослые" дела на собрании?" (Улыбается).
Относительно сходства с Юлей, не скажу конкретно, пока не посмотрю сама фильм. Но мировоззренчески я другая. Конечно, есть определенное сходство в реактивной эмоциональности. Надо было давать этому потоку происходить, иначе бы она просто лопнула. Об этом говорит ее речь, она прописана так бурно, потому что сдерживает в себе много непроговоренного. Я, наверное, не смогла бы так долго на кого-то обижаться. Это слишком утомительно. Я предпочитаю отпускать и двигаться дальше.
– Ты не впервые работала с этой командой. Есть опыт также в фильме "Бурштинові копи". Можешь сравнить процессы съемок?
– Для меня это были две разные жизни, как будто прошли десятилетия. Но в команде "мамахихоталовцев" есть для меня своя повторяющаяся особенность. В работе с ними: внезапно ты оказываешься в машине времени, во дворе соседнего дома из детства, среди компании друзей, которые знают друг друга будто с пеленок.
У них есть желание сделать что-то позитивное, светлое, а главное - искренне. Наверное, это редкость, и это дух обоих проектов, не только с развлекательной составляющей, а еще и с вопросом к залу. Это то, почему я согласилась снова работать вместе.
– Говорят, атмосфера на площадке была очень теплая. Было что-то забавное за кулисами, что до сих пор вспоминаешь с улыбкой?
– Да, у меня было личное приключение. Конечно, теперь я улыбаюсь, но от звукосочетания "пинг-понг" у меня до сих пор немного дергается глаз. Этот вид спорта точно не мой sort of passion. И я принципиально не хотела учиться играть когда-то, когда была слишком красноречивая возможность. Потому что: "Ну, я же себя знаю! Мне точно не захочется взять ракетку в руки, если до сих пор не захотелось".
Но жизнь смущает, поэтому за неделю до съемок я узнала, что в кадре мне надо не просто уметь играть, а в разгар ссоры, на конкретной реплике, даже на конкретный слог в конкретном слове (на этом сильно настаивали наши авторы) забивать. Несколько раз подряд за длинную сцену. Так что было весело. Всем.
– Вспомни детство. Ты боялась того момента, когда родители возвращались с родительского собрания? Было за что тебя отругать? Была ли ты послушным ребенком?
– Я успевала хорошо учиться, я любила и люблю учиться, и в то же время имела неудовлетворительное поведение. Хотя периоды "хорошей девочки" я тоже помню.
Думаю, родители в какой-то момент смирились с моим характером. Наверное, после того, как я начала вылезать в окно, если меня оставляли под домашним арестом надолго. Второй этаж! (Улыбается).
– Ты имеешь опыт работы в разных жанрах - от легких комедий до более глубоких историй. Что нравится больше? Подготовка к ролям в разных жанрах сильно отличается?
– Без разницы, сколько опыта бы я не имела: нельзя внутренне дать себе иллюзию, что можно опереться только на опыт. Каждый раз надо искать, как интегрировать себя в материал заново.
Я много раз на профессиональном пути возвращалась к тому, что вроде бы уже знаю. Поэтому рано еще выбирать, что мне нравится больше в жанровом плане, потому что я так много чего еще не играла.
– Когда ты постоянно проживаешь разные истории и эмоции, как удается не "потерять" себя? А еще и обстрелы постоянные... Как держишь "менталку"? Поделись действенными антистресс-лайхаками.
– Наоборот - нахожу себя, проживая разные истории. Я эмоционально очень насыщенный человек, и это мой лакмус к миру. Со мной это так работает: мне необходимо проживать его в игре, чтобы доходить до своей сути, чтобы быть в контакте с собой. Пока не нашла другого способа высказываться со своей жизнью.
Постоянные обстрелы, конечно, хронически уже истощают ментальность через тело. Его не обманешь, не убежишь, оно все проживает, все держит. И когда я совсем перестаю чувствовать его, растерянная от боли, в зажиме от стресса - иду на коврик. Спасаюсь йогой, дыхательными практиками, спортом, всем, что восстанавливает контакт с телом изнутри, через внутренний уход за ним, через внимание и любовь к нему.
– Пойти на вечеринку с друзьями или побыть дома в одиночестве? Что выбрала бы? Чего хочется чаще?
– Вечеринки... Можно сосчитать на пальцах одной руки, сколько их было за последние годы. Я всегда больше стремилась быть в одиночестве или в очень близком кругу, сейчас еще больше. Вечеринка - это что-то про эмоциональное состояние, которое мне, возможно, захочется разделить и прожить совместно, а не насущная потребность просто быть в толпе.
Когда вокруг много людей и они не в синергии - я истощаюсь, потому что чувствую много лишнего шума. Мне нравится проводить время с собой: музыка нон-стоп дома, книги, прогулки, целый день с кино наедине, или живой концерт, или просидеть часами у воды. Это мои личные ритуалы. Я от них действительно наполняюсь.
– Тебя узнают на улицах, подходят фотографироваться или просто обняться? Тебе это нравится?
– Узнают. И, наверное, это происходило еще раньше, чем я стала это уже замечать. Раньше было очень приятно, когда узнавали по спектаклям. Когда подходят и обняться, и пообщаться - это всегда трогательно, ведь что-то, что я сделала, имеет для кого-то отклик. Стесняюсь. Чувствую сразу ответственность. Были разные случаи, когда я не ожидала услышать то, что слышала.
Но это также и тренажер для задирания носа. Я учу себя не идти за этим, потому что это тебе не принадлежит, только учит получать и отпускать. Но безусловно, это всегда приятно. Искренность всегда приятна. Например, вчера в кинотеатре подошла девушка обняться, разговорились, возможно, что-то у нас хорошее получится из этого знакомства. Я этому радуюсь.
– Есть роль, которая стала действительно особенной для тебя, возможно и не самой популярной, но такой, что повлияла на жизнь?
– На экране, наверное, роль в проекте "Сага". Это была моя первая линейная история. Очень много ответственности и трепета за каждое слово, что я там говорю, и бессознательного тогда еще доверия к своему чувству. Конечно, я сейчас скажу, что сыграла бы некоторые сцены немного иначе, но тогда была такая моя правда, и я за это благодарна.
Мне сильно повезло с командой, с режиссером Димой Лактионовым, он очень бережно ко мне относился, и с партнерами-коллегами повезло, и с объемом персонажа, который я почувствовала, что могу пропустить через себя. И со случаем, благодаря которому я смогла стать именно в этой роли. Очень много процессов следственных запустил в моей жизни этот проект, много ниточек от него потянулось дальше, поэтому, наверное, и особенный.
– Над чем сейчас работаешь? Есть ли новые проекты, которые вскоре увидят зрители в кино или в театре? Кроме "Родительского собрания", конечно.
– Ох, не хочется играть с забеганием вперед, с объявлением дат выхода, или названий, потому что не говори "гоп", знаете. (Улыбается).
Но, надеюсь, в следующем году должны выйти еще две полнометражные комедии с моим участием, и, возможно, еще один проект, который застрял между временами. Я ни на что не жду, но буду благодарна себе, что дождалась.