Трехглавая гидра НАТО
ЧТО ТАКОЕ НАТО: СТРУКТУРА СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА НАПОМИНАЕТ ТРИ ГОЛОВЫ ДРАКОНА, СТЕРЕГУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКУЮ, ВОЕННУЮ И ЯДЕРНУЮ СФЕРЫ
На бульваре Леопольда III в Брюсселе находится трехэтажное скучное серое здание. Во времена второй мировой тут находился аэропорт, а теперь сюда стекается информация из горячих точек планеты. Именно здесь в 1999 году принимали решение о начале бомбежек в Косово. А позже планировали вторжение в Афганистан. Малопривлекательное здание является мозговым центром влиятельнейшей международной организации – это штаб-квартира НАТО.
На полную ставку в штаб-квартире НАТО работает не более 4-5 тысяч человек. Для сравнения, в центральных органах Евросоюза только количество переводчиков составляет около 10 тысяч. При этом в здании штаб-квартиры "уживаются" основные руководящие органы Организации.
Три головы – один генсек
Здесь заседает Совет НАТО – каждую среду делегаты 26 стран-участниц обсуждают политическую деятельность Организации. А в исключительных случаях сессия Совета проходит на самом высоком уровне – тогда главы государств НАТО съезжаются на саммиты, чтобы обсудить стратегию развития Альянса или принять новых членов. К слову, предоставление Плана действий относительно членства в НАТО странам-кандидатам очень редко выносится на повестку дня встреч глав государств. И пример решения "украинского вопроса" на Бухарестском саммите, скорее, является исключением из правил Альянса.
Военными делами в Организации ведают Комитет военного планирования и Группа ядерного планирования. Эти органы решают все вопросы, касающиеся коллективной обороны, структуры военных сил и ядерной политики Альянса. В них представлены все государства-участники, за исключением Франции. Генералу Шарлю де Голлю не понравилась перспектива размещения военных баз США на французских территориях, поэтому в 1966 году он, написав резкое письмо союзникам, вывел свою страну из военных структур НАТО и настоял на ее автономном статусе.
Эти три руководящих органа Организации возглавляет одно должностное лицо – генеральный секретарь НАТО. Он публично выступает от имени Альянса и выражает позиции государств-членов по политическим вопросам. По негласным правилам Организации, этот пост закреплен за европейцами, и сейчас его занимает голландец Яап де Хооп Схеффер.
Дела военные
В штаб-квартире НАТО размещается и Военный комитет (ВК), куда входят начальники генеральных штабов всех стран НАТО. По сути, это исполнительный орган Организации, который отвечает за оперативную реализацию решений Совета НАТО и планирует все военные операции. Одновременно ВК выполняет роль "мальчика для битья" в случае серьезных промашек. Когда в 1999 году американские летчики разбомбили китайское посольство, вину автоматически свалили на членов Комитета. Как оказалось, они пользовались устаревшими картами и попросту "не знали" о существовании посольства КНР.
В противовес европейскому генсеку, пост главнокомандующего силами НАТО традиционно закреплен за американцами. На протяжении последних двух лет его занимает Джон Крэддок. Седой генерал в очках производит впечатление доброго "дядюшки Сэма". Но в США он больше известен под прозвищем "Гуантанамо". Печально известная тюрьма долгое время находилась в сфере его ответственности, и сам генерал неоднократно публично оправдывал жесткие методы допросов в отношении подозреваемых в терроризме. Сейчас постоянное место работы Крэддока - в бельгийском городе Монс, где находится штаб главнокомандующего.
Сколько войск у Альянса
До 2001 года постоянные военные силы НАТО, подконтрольные главнокомандующему, были крайне немногочисленны – всего несколько тысяч человек, десяток кораблей и до двух десятков самолетов. Но с началом войны против терроризма Джордж Буш фактически обязал НАТО всегда иметь наготове 20-25 тысяч солдат, способных отправиться куда угодно в срок от 7 до 30 дней. Слабые протесты стран-членов ЕС, которым не очень улыбалось служить интересам США в любой точке земного шара, не были услышаны, и началось создание Сил быстрого реагирования НАТО. Во время военных действий основную мощь организации составляют национальные подразделения, переданные в управление НАТО. Количество выделяемых сил соотносится с количеством штабов НАТО, расположенных на территории страны, и колеблется от одной роты в 100-200 человек (для стран Балтии) до нескольких дивизий по 10-20 тысяч человек в каждой (для Германии).
Сравнительно небольшого военного бюджета Организации не хватает на оплату военных операций, поэтому военные операции Альянса всегда оплачиваются странами по принципу "каждый платит за себя". В то же время более сильные в экономическом отношении страны – в частности, США и Великобритания – часто оказывают другим государствам помощь в проведении операций. Так, во время операции в Югославии каждый день военных действий обходился НАТО в 10 миллионов долларов, при этом Лондон "великодушно" брал на себя 1/5 этой суммы.
Польша опередила всю Европу
Журнал Forbes огласил списки лучших и худших рынков недвижимости Европы за 2007 год. В основе рейтинга данные о динамике роста цен на недвижимость в этих странах, которые были представлены британским Королевским институтом оценщиков (RICS) и консалтинговым агентством Knight Frank.
Лидеры роста цен
Лидером по темпам роста цен на недвижимость стала Польша. Стоимость квадратного метра в новостройках столицы страны - Варшаве - увеличилась более чем в два раза за период с 2004 по 2007 год. Прошлогодний рост, к примеру, составил почти 30%. Однако в 2008 году в стране прогнозируется спад, вызванный повышением процентов по займам.
Растут цены на недвижимость и на Кипре. В прошлом году они поднялись на 15%. В тройке лидеров оказалась Исландия с аналогичным приростом. Несмотря на маленькую численность населения, рынок жилья здесь показывает стабильный рост.
Вслед за этими странами идут Норвегия и Швеция. Здесь цены на недвижимость в прошлом году выросли почти на 10%.
Ирландия - аутсайдер
Замедлились темпы роста цен на недвижимость в таких европейских странах как Франция, Италия и Нидерланды. Аналитики объясняют это большими объемами строительства, которые вызывают переизбыток предложения. Снизилась стоимость квадратного метра в Германии - до 6%.
Аутсайдером рейтинга оказалась Ирландия. В прошлом году ирландская недвижимость потеряла в цене 7%. Такая тенденция вызвана спадом экономики внутри страны. Оценщики Королевского института уже назвали Ирландию феноменом еврозоны в 2007 году.
Украина могла быть в лидерах
Что касается украинского рынка недвижимости, то в 2007 году он замедлил рост. По словам украинских экспертов, цены на украинскую недвижимость в 2007 году выросли в среднем на 12-15%.
Рост цен на недвижимость в 2008 году прогнозируется на уровне 15%. То есть останется таким же, как и в 2007. Поспособствует этому улучшение рынка ипотечного кредитования. "Банки улучшают свои условия, люди начинают больше интересоваться кредитами", – объясняет директор по маркетингу компании SV Development Владимир Степенко.
Виталий Андриюк, заместитель директора ОАО "Троянда" (компания-застройщик), среди причин роста цен на недвижимость в Украине назвал постоянное повышение стоимости строительных материалов. Ежегодный рост цен на стройматериалы в Украине составляет порядка 15-20%. Так, в 2007 году подорожание составило 15-20%. При этом наиболее ощутимым был рост цен на металл, цемент, кирпич.
Владимир Степенко к списку причин добавил инфляционные процессы, отчисления, которые застройщики вынуждены платить городской власти, а также коррупцию.
Коррупционную составляющую эксперты рынка в стоимости 1квадратного метра жилья оценивают на уровне 30%. В эту сумму входит "мотивация" чиновников за землеотвод, более быструю выдачу разрешительной документации.
ЦИФРА
1636 евро
средняя цена квадратного метра жилья в Варшаве по данным консалтинговой компании REAS
Тайное оружие Фельдмана
РАРИТЕТНЫЙ АРСЕНАЛ: АЛЕКСАНДР ФЕЛЬДМАН, НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ И ПРЕЗИДЕНТ КОНЦЕРНА "АВЭК", СЧИТАЕТ, ЧТО ОБЩЕСТВО ЕЩЕ НЕ ГОТОВО УСЛЫШАТЬ, СКОЛЬКО СТОИТ ЕГО КОЛЛЕКЦИЯ ХОЛОДНОГО И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
"Мне неинтересны раритеты, сделанные любителями так, между делом, – говорит Александр Фельдман. – Я не собираю оружие, которое применялось как орудие убийств – только произведения искусства. Равнодушен к ворованным предметам. Если любопытный экземпляр мне предложит человек "со стороны", я тысячу раз подумаю. Взвешу все "за" и "против" такой покупки. Не увлекает меня оружие, частично переделанное или отреставрированное, – в коллекцию беру только оригиналы".
Александр часто называет свое увлечение охотой. Для него коллекционирование состоит из поиска "добычи", который ведется в Интернете, через переписку с такими же собирателями. Причем за ситуацией в мире продаж уникальных экспонатов оружия бизнесмен следит персонально. Затем наступает время "финального выстрела" – покупки экспоната. Помогают ему в этом как профессора исторических наук, так и дилеры. Первые дают историческую оценку оружию. Вторые, при условии, что у самого Александра нет времени на личное участие в сделке, непосредственно приобретают редкую вещь. Эту роль зачастую выполняют близкие и родственники Фельдмана. Примечательно, что охоту на животных нардеп не приемлет, если не сказать больше – относится к ней негативно.
Почти треть всех экспонатов было куплено на аукционах, в их числе Sotheby"s и Christie"s. Часть оружия приобретена на публичных торгах в Германии. Какая-то доля выкуплена у отечественных коллекционеров, которые ранее также брали участие в мировых аукционах. Дальние расстояния – не препятствие для Александра Фельдмана, который и без того часто ездит по миру. Самыми экзотическими местами покупок он считает остров Бали и Малайзию, где приобрел оружие местных монархов.
А вот к наиболее желаемым экспонатам относит "двойника" кинжала, который у него уже имеется, известного индийского мастера. Кинжал-"близнец" украшает частное лондонское собрание английского коллекционера-консультанта, доктора наук и писателя. Уже полтора года ведется переписка с обладателем уникальной вещи. И совсем недавно житель Туманного Альбиона, под натиском неукротимого желания украинца обладать кинжалом, решил уступить ему оружие. "Дарят холодное оружие редко, – откровенничает Фельдман. – Как правило, это не предметы коллекционирования для меня. Из всех презентованных предметов есть только 5-6 достойных экземпляров. Потому прошу друзей не дарить холодное оружие".
Сабли императоров и ружья из слоновой кости
Сегодня в коллекции политика около 800 старинных ножей, сабель, кинжалов, кортиков и тому подобного. Еще около двух сотен экземпляров огнестрельного оружия. Многие из экспонатов больше напоминают искусно выполненные ювелирные украшения. Среди оригинальных - ружья с отделкой приклада резьбой по дереву, инкрустацией драгоценными камнями, с настоящими художественными картинами на стволе, с рукояткой из слоновой кости. Есть стрелковое оружие, по форме походящее на человека или животное, при этом разукрашенное сценками охоты. На изготовление одного такого произведения искусств мастера прошлых лет могли тратить по несколько лет. Зато его продажа обеспечивала умельца деньгами, которых хватало лет на 10-15.
Среди холодного оружия имеет уникальные экземпляры XVI-XVII веков. Например, две сабли времен Запорожской Сечи, которые представляют культурную ценность для нашей страны. Большой выбор "острых" экспонатов времен русско-турецких и Кавказской войн. В коллекции собрано оружие, принадлежавшее когда-то особам императорских кровей островных государств Тихого и Индийских океанов. Кроме того, Фельдман приобрел оружие, которое за заслуги дарили своим подчиненным королева Виктория и Наполеон III. Множество экспонатов восточного происхождения. "Два года назад в Харькове проходила выставка шедевров японских оружейников. Сейчас планирую сделать экспозицию, посвященную всему восточному направлению", – делится планами предприниматель.
Коллекция под страховкой
"Это очень дорогое увлечение, – признается президент концерна "АВЭК". – И общество не готово услышать, а главное, понять цифру стоимости коллекции. А, услышав ее, могут посчитать меня сумасшедшим. Но деньги в этом деле для меня не имеют глобального значения. Главное, что красивые раритетные вещи возвращаются в страну. Часто я покупаю антикварные вещи в двойном экземпляре и передариваю музеям. Или презентую друзьям, провоцирую их последовать моему примеру коллекционирования".
На вопрос, не боится ли он посягательств злоумышленников на дорогостоящие экспонаты, Фельдман отвечает, что не боится только дурак. И вспоминает песню "Иметь или не иметь" из кинофильма "Ирония судьбы…". Впрочем, такой философско-афористичный подход подкреплен вполне практичными финансовыми методами: арсенал застрахован на солидную сумму и находится под не менее солидной охраной. Хранит артефакты депутат не только у себя, но и у друзей.
"В Украине появилось много коллекционеров, подобных мне. Например, Дмитрий Табачник очень большой специалист по оружию. Таких, как он, мало. Увы, не все испытывают в определенной мере фанатизм к увлечению. А без куража настоящим коллекционером быть нельзя. Ведь просто завесить стену оружием – это обыкновенное украшательство. Настоящий коллекционер ведет бой за каждый уникальный экземпляр, изучает историю его происхождения. А хобби становится частью его жизни", – философствует Фельдман. Подтверждение сказанному - около трех сотен книг, каталогов, альманахов об истории оружия, которые имеет политик.
Do you speak English, маркетолог
РЫНОК ТРУДА: С НЕДАВНИХ ПОР УКРАИНА СТАЛА "ПОСТАВЛЯТЬ" НА МИРОВОЙ РЫНОК НЕ ТОЛЬКО УЧЕНЫХ, ПРОГРАММИСТОВ, НО И МАРКЕТОЛОГОВ
Украинские маркетологи, несмотря на растущий спрос на них, в поиске высокой зарплаты все чаще уезжают работать за границу. Елена Сологуб, заведующая кафедрой маркетинга Национального университета пищевых технологий, рассказала, что ее выпускники массово подались в Канаду, Францию, Германию. "Там им платят раз в 6 больше, чем в Украине, – объясняет Сологуб. – А когда специалист имеет некоторый опыт работы, то и в 12 раз больше. Одно маркетинговое исследование у них стоит от 10 до 200 тысяч евро. И 50% от этой суммы идет на зарплату маркетологам".
"ДЕЛО" поинтересовалось, сколько готовы платить маркетологам отечественные работодатели, и какие требования они при этом предъявляют.
Английский до работы доведет
Шансы безработного маркетолога найти высокооплачиваемую работу значительно возрастают, когда в резюме есть некоторые знаковые для работодателя пункты. Например, если соискатель минимум 3 года работал по специальности, имеет собственные разработки, дополнительное образование или степень МВА. Также опередить конкурентов в борьбе за привлекательное рабочее место поможет знание английского языка. По словам Анастасии Яковлевой, менеджера по поиску и подбору персонала Paritet Consulting Group, рекрутерам сегодня приходится хорошо потрудиться, чтобы найти работодателю маркетолога со знанием английского. Подтверждает неутешную картину с иностранным языком среди маркетологов и статистика. Портал SuperJob.ua в июне 2007 года опубликовал данные своих исследований, согласно которым английским языком на разговорном уровне владели только около 23% маркетологов. При этом основная масса знающих язык является первоочередными кандидатами на работу за рубежом.
Для того чтобы получать заманчивые предложения, первый опыт работы маркетологу желательно получить в известной компании, хотя бы на должности ассистента. "Имя известной компании в карьере соискателя компаний может значительно увеличить предлагаемую заработную плату", – говорит консультант кадрового агентства "Допомога" Марина Очаковская. Жанн Смотрич, президент украинского маркетинг-клуба MarketingJazzz, тоже советует молодым маркетологам искать место для первой работы в местах, где структурированы бизнес-процессы и существует департамент маркетинга. Начинающему специалисту необходимо ориентироваться на зарплату не выше 400 долларов.
В Одессе денег не жалеют
Украинские работодатели в начале 2007 года в среднем предлагали маркетологам зарплату в 641 доллар в месяц. До конца года, по информации портала job.ukr.net, она выросла на 30%. На сегодняшний день, по данным Paritet Consulting Group, компании готовы платить таким специалистам в среднем 950 долларов. Примерно такую зарплату получают маркетологи в компании GfK Ukraine. Как рассказала HR-менеджер компании Марина Дорошенко, их сотрудники также могут рассчитывать на годовую премию, которая составляет 50-150% от месячной заработной платы. В GfK Ukraine принимают на работу как опытных специалистов, так и выпускников или студентов последних курсов.
Начинающих маркетологов в первую очередь берут из Киево-Могилянской академии, Университета имени Шевченко, КПИ, Киевского экономического университета. А вот в компании "Украинский медиа холдинг" ставку делают на опытных специалистов. Правда, Александра Тиховод, менеджер компании по персоналу, уточняет: "В тех случаях, если можем это себе позволить". Ведь опытные маркетологи зарплаты требуют значительно большие, чем молодые.
Высокооплачиваемой работа может быть не только в столице. Например, в Одессе, по данным Ассоциации региональных кадровых агентств, опытным маркетологам в крупных компаниях в январе этого года платили не менее 1,5 тысячи долларов. За год их зарплата возросла в 1,5 раза. По информации рекрутинговой компании Azimut, в начале 2007 года одесские маркетологи получали максимум тысячу долларов в месяц.
Специалисту конкуренция не страшна
Как рассказывает Жанн Смотрич, сейчас все меньше остается маркетологов вообще и все больше появляется специалистов по конкретным сферам маркетинга. Сегодня на рынке наиболее востребованы трейд-маркетологи, маркетологи-аналитики, бренд-менеджеры, специалисты по маркетинговым коммуникациям и директора по маркетингу. К разряду дефицитных, считает Анастасия Яковлева, недавно примкнули и вакансии интернет-маркетологов.
Все чаще рекрутеры жалуются на то, что образование, которое получают маркетологи, слишком слабое. "Квалифицированных специалистов-маркетологов на рынке труда сейчас сравнительно немного, – говорит Марина Дорошенко. – Часто их образование не дает того уровня, который должны получать студенты". С ней полностью согласен Жанн Смотрич: "Хороших специалистов гораздо меньше, чем имеющихся вакансий".
Японский пельменный бойкот
ОЛИМПИАДА. ИМПЕРАТОР ЯПОНИИ АКИХИТО ИЗ-ЗА ОТРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКИМИ ПЕЛЬМЕНЯМИ НЕ ПРИЕДЕТ В ПЕКИН
Мировые политики продолжают бойкотировать пекинскую Олимпиаду-2008. К проблемам с Тибетом и плохой экологии Поднебесной присоединилась еще одна причина отказа от посещения открытия Олимпийских игр - некачественная китайская еда. Император Японии Акихито и члены его семейства решили бойкотировать открытие из-за китайских продуктов питания, которыми отравились в Японии несколько десятков человек. "С февраля нынешнего года, когда произошло отравление (люди отравились пельменями производства КНР. – "ДЕЛО"), а тем более, после недавних событий в Тибете, вызвавших большой мировой резонанс, возможность присутствия Его Величества на церемонии открытия рассматривается отрицательно и Управлением, и Министерством иностранных дел страны", - говорит представитель императорского двора.
Напомним, что в связи с событиями в Тибете, от приглашения на торжественное открытие уже отказались главы Германии, Франции, Польши, Чехии, Эстонии, Бразилии, британский принц Чарльз и некоторые другие высокопоставленные политики. Практически все они настаивают на том, чтобы китайские власти начали переговоры с представителями Далай-ламы. Последние, в свою очередь, в этом направлении пока ничего не предпринимают. В связи с этим намерение пекинских властей превзойти Олимпиаду в Греции 2004 года, где на ее открытие приехали более 60-ти руководителей различных стран, вполне может не осуществиться.
А тем временем Олимпийский огонь продолжает свое шествие по континентам. В мае он должен пройти через Гималаи. Именно там альпинистам предстоит подняться по южному склону со стороны Непала и спуститься по северному как раз в китайский Тибет. Власти Китая, обеспокоенные возможными провокациями со стороны тибетских экстремистов, призвали команду, которой предстоит пронести Олимпийский огонь по вершине горы Эверест (8 848 метров над уровнем моря), усилить бдительность. Власти Непала, в свою очередь, заявили, что разместят у южного склона горы свои войска с целью недопущения антикитайских выступлений.
Выскочка изТурции
ФУТБОЛ. ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ СТАМБУЛЬСКИЙ "ФЕНЕРБАХЧЕ" МОЖЕТ ВЫЙТИ В ПОЛУФИНАЛ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ
Стамбульский "Фенербахче" смог выиграть первый четвертьфинальный матч Лиги чемпионов у "Челси" со счетом 2:1. Таким образом, перед ответным поединком, который пройдет в Лондоне 8 апреля, турки имеют неплохие шансы на выход в полуфинал турнира.
Подобных успехов в Лиге чемпионов Турция еще не добивалась никогда. А "Фенербахче" сейчас уже можно назвать главной сенсацией нынешнего еврокубкового сезона. Впервые с 1999 года может быть нарушена гегемония западноевропейских клубов на решающих этапах Лиги чемпионов. В последний раз клуб не из Западной Европы играл в 1/2 финала в сезоне 1998-1999 годов. Это должны хорошо помнить в Украине. Ведь командой, которая дала бой признанным грандам, было киевское "Динамо". После того успеха полуфинал стал недосягаемой целью для восточноевропейских клубов. А судьбу титула, за редким исключением ("Порту" - 2004-й, "Бавария" - 2001-й), решали представители Англии, Испании и Италии.
Таким образом, выйдя в 1/2 финала, "Фенербахче" может стать своеобразным наследником киевского клуба. Правда, великолепное "Динамо" образца 1998-1999 годов и нынешнее "Фенербахче" существенно отличаются. "Динамовцы" добились успеха, сделав ставку на своих игроков. В команде блистали украинцы - Шевченко, Ребров, Гусин, Лужный, Головко, Ващук, Шовковский - к которым Лобановский добавил лишь трех номинальных иностранцев - грузина Каладзе и белорусов Хацкевича и Белькевича, ставших для нас родными.
В свою очередь "Фенербахче", несмотря на наличие в составе немалого числа турков, все же делает ставку на легионеров. Правда, в отличие от большинства нынешних украинских и российских команд, в Стамбуле эти легионеры действительно высочайшего уровня. Серб Кежман, бразильцы Алекс, Дейвид, Роберто Карлос, уругваец Лугано, полузащитник сборной Ганы Аппиа - вот лицо современного "Фенербахче".
Что ж, если эти футболисты смогут добыть в ответном лондонском поединке против "Челси" ничью (или проиграют с подходящим счетом, например 2:3, 3:4), то они впишут свои имена в историю Лиги чемпионов так, как это сделало "Динамо" в 1999 году. А уже в будущем такие клубы как "Шахтер", который тоже делает ставку на дорогостоящих бразильцев, будут брать пример именно с "Фенербахче".
Результаты первых четвертьфинальных матчей
"Рома" - "Манчестер Юнайтед" - 0:2 (Криштиану Роналду 39, Руни 66)
"Шальке" - "Барселона" - 0:1 (Кркич 12)
"Фенербахче" - "Челси" - 2:1 (Казим 65, Дейвид 81 - Дейвид (а/г) 13)
"Арсенал" - "Ливерпуль" - 1:1 (Адебайор 23 - Куйт 26)
Ставки букмекерской конторы Bwin на победу в Лиге чемпионов
1 "Манчестер Юнайтед" (Англия) 2,85
2 "Барселона" (Испания) 4
3 "Челси" (Англия) 5
4 "Ливерпуль" (Англия) 6
5 "Арсенал" (Англия) 10
6 "Фенербахче" (Турция) 26
7 "Шальке" (Германия) 101
8 "Рома" (Италия) 126