ua en ru

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынки

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынки Фото: Уникальные украинские куклы-мотанки высоко ценятся в Европе (cudesa.net)

17 апреля в Киеве встретились представители культуры и бизнеса, чтобы обсудить, как позиционировать и продвигать украинские изделия ручной работы на рынках Европы и мира

В мире все больше предпочтения отдают уникальным товарам, сделанным вручную. Даже вместо дизайнерских, но серийных вещей, намного чаще покупают то, что выполнено в единственном экземеляре. При этом традиционно ценится качество товара.

Культурные и креативные индустрии, к которым относится хендмейд, сегодня занимают 7% от мирового внутреннего валового продукта с ростом в 10% ежегодно. Эта сфера развивается быстрее, чем производство и рынок услуг. Она предоставляет рабочие места для 8,3 миллионов граждан ЕС.

В Украине товары ручной работы реализуются, в основном, на внутреннем рынке. Оказывается, начинать продажи в Европе, США или Канаде одни мастера боятся, а другие попросту не знают, как позиционировать себя на новых и неизвестных сайтах.

Хендмейд и бизнес. Как мастерам помогают выйти на зарубежные рынки

Многим украинцам известно название сайта Etsy – масштабной международной платформы для продажи товаров ручной работы. Тем временем в США этот ресурс занимает всего лишь 132 место по популярности. Но в любом случае этот и другие подобные сайты – хорошая возможность заявить о бренде и подать свой уникальный товар миру.

Еще один сайт с известным именем, Amazon, по популярности в США занимает восьмое место. Но на мировом рынке он является настоящим гигантом: на нем осуществляется пятая часть всех продаж в интернете.

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынкиФото: Цепочка и кулон, созданные специально в подарок для врача-ветеринара (Amazon.com)

Елена Вечканова несколько лет назад создала проект Three-snails.com. Он помогает создателям хендмейда из Украины продвигать свои изделия на зарубежных рынках. На сайт могут обращаться мастера и предлагать цену, за которую готовы отдать товар. Все услуги по рекламе, логистике и доставке товара в любую страну мира ресурс берет на себя, а мастер за это ничего не платит. Менеджеры проекта также дают советы, над чем стоит поработать, чтобы сделать товар еще лучше.

“Честно говоря, покупать украинские товары иностранцы все еще боятся. Срабатывает стереотип “у вас война и коррупция”. Я же мечтаю о том, чтобы об Украине знали прежде всего как о стране мастеров. Для этого нам не надо выдумывать ничего нового, ведь у нас уже есть огромное количество профессионалов”, - рассказывает Елена Вечканова.

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынки

Фото: Популярный украинский бренд Ohhio на сайте Etsy.com предлагает изделия, связанные без спиц (Etsy.com)

По словам эксперта, многие наши мастера сейчас находятся в растерянности: они не знают, как работать с клиентами. Но если всем вместе “поднажать”, то рынок изделий ручной работы может стать сильным антикризисным средством и альтернативой сырьевому рынку.

Больше всего изделий ручной работы покупают в США и Канаде. Многие украинцы успешно реализуют свои товары только на этих рынках. Но, начиная продавать товар на другом континенте, надо знать некоторые нюансы. Например, в Канаду запрещен ввоз любого дерева: закарпатскую шкатулку ручной работы в Торонто уже не продать. А чтобы выйти в топ списка мастеров на Etsy, нужно иметь уникальное предложение, публиковать действительно красивые фотографии изделий и вести с покупателями диалог на английском языке.

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынки

Фото: Набор деревянных подсвечников ручной работы от украинского мастера можно купить за 280 гривен (three-snails.com)

По словам Елены Вечкановой, рынок хендмейда в мире – быстрорастущий и очень плотный. Чтобы быть замеченным среди всего обилия предложений, аналогичных вашему, надо предлагать очень узнаваемый товар.

“Не все наши мастера готовы выдерживать высокую конкуренцию. Многие видят сложности и перестают что-то продавать. Но вместо того, чтобы падать духом, можно просто обратиться за советом к тем, кто уже разбирается в сфере”, - говорит Елена.

Чтобы товар заметили и купили, нужно также соответствовать трендам. Например, когда несколько лет назад во всем мире стали популярными сапоги угги. Значительно проще было продать в интернете именно эту обувь, а не любую другую. Также быстрее получить заказ поможет командная работа. Так легче сосредоточиться: одним – на создании товара, а другим – на его позиционировании и реализации.

Мировые тенденции. Индивидуальная история вместо глобальной

Постиндустриальная эпоха в мире уже наступила. Современные мировые производители давно поняли и осознали этот глобальный тренд. Те, кто не успевает следить за быстро меняющимися трендами, довольно быстро теряют шансы найти своего клиента.

“Современное мировое общество - это уже не общество знаний. Это общество творчества. Покупая вещь, люди все меньше ориентируются на количество предметов. Чаще покупают эмоцию, а поэтому предлагаемая вещь должна быть уникальной. Индустриализация, при которой штампуют тысячу одинаковых изделий в час, удовлетворить этот запрос уже не может”, - рассказывает Лариса Осадча, культуролог, кандидат философских наук.

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынки

Фото: Элементы декора ручной работы в Европе более популярны, чем украшения (Amazon.com)

В европейских университетах в последнее время становится все меньше студентов исторических факультетов, добавляет она.

“Всеобщая история как нарратив трансформировалась в совокупность историй индивидуальных. Покупая тот или иной предмет, человек жаждет найти такую индивидуальную историю. Люди стремятся к легендам. У украинцев все легенды давно есть, их надо лишь правильно преподнести миру. Индустрия хендмейда лучше любых других сфер может реагировать на новые запросы. Ведь все, что создано руками – уникально и самобытно”, - подчеркивает культуролог.

Юридические нюансы. “Такого в нормах не прописано”

В перечне существующих ныне украинских КВЭДов (классификаторов видов экономической деятельности) нет таких, которые описывали бы вид деятельности по созданию и продаже хендмейда.

Введение нового вида классификации экономической деятельности, как оказалось, имеет для мастеров первоочередное значение. Это дало бы им возможность работать в легальном поле: создатели товара смогли бы заявить о себе официально. Это не льготы, но существенный старт к прозрачным отношениям предпринимателя и государства.

“Подобного вида деятельности в нормах просто не прописано. На встречах с министром культуры Евгением Нищуком мы несколько раз поднимали этот вопрос. Он, по крайней мере, взял на себя обязательство реструктуризировать министерство, и наконец-то впервые в истории независимой Украины создать при нем департамент, отвечающий за креативные индустрии. И вот первоочередной его задачей будет как раз введение таких КВЭДов”, - говорит Наталия Кривда, доктор философских наук, главный эксперт группы “Культура” Реанимационного пакета реформ.

Страна мастеров: как украинскому хендмейду выйти на зарубежные рынкиФото: Плед из овечей шерсти, сделанный в Украине, не отличить от канадского или американского (three-snails.com)

Чтобы любой украинский производитель мог продавать товары ручной работы за рубежом, нужно также смягчение законов и тамжоенного регулирования. В январе этого года была создана инициативная группа, которая ведет с властью диалог по упрощению процессов экспорта товаров и услуг из Украины. Сейчас все договора о продаже нужно отдельно оформлять, распечатывать и показывать на таможне. Вместо этого инициативная группа добивается, в частности, того, чтобы признать договор оферты, вывешенный при заказе товара на сайте, действующим и при пересечении границы.

Сейчас в Верховной Раде на стадии рассмотрения находятся поправки в законы про экспорт товаров, и в случае, если позитивное решение будет принято, ситуация для украинских создателей хендмейда значительно улучшится. Предприниматели не будут тратить уйму времени на утрясание юридических проблем, а вместо этого смогут полностью уйти в профессиональную деятельность и создавать еще более качественный товар.

По случаю взбудоражившего весь мир австралийского рейса украинского крылатого гиганта Ан-225 “Мрия”, Styler собрал интересные факты, редкие фото и видеокадры, связанные с крылатым рекордсменом.