ua en ru

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать Фото: Украинскому рынку электромобилей на хватает грамотной стимуляции и поддержки от государства (evobsession.com)

ВР Украины отменила ввозной акциз на электромобили. Радоваться рано. Как и раньше, украинцам за экологичность и экономичность придется переплачивать

Депутаты снизили стоимость машин на электротяге для украинских покупателей на 10%. Речь идет о пене, которую импортеры оплачивали при перевозке электромобиля через украинскую таможню. Принятый законопроект №1674 данный акциз упразднил. Если бы депутаты поддержали связанный законопроект за номером 1912, в котором речь шла об отмене НДС для электромобилей, стоимость "зеленых" машин снизилась бы на существенные 30%. В качестве аргументов против законопроекта №1912 - наполнение госказны, ведь НДС является бюджетообразующим налогом.

Переплата за проезд

"Реализация норм закона создает предпосылки для снижения цен на электромобили и увеличения их удельного веса на украинском автомобильном рынке", - отметили в пресс-службе президента. Также отмена пошлины, по задумке авторов проекта, должна "способствовать охране окружающей среды, обеспечению энергетической независимости Украины, а также в значительной мере упростить доступ украинского населения к новейшим разработкам и технологиям".

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Инфографика к законопроектам №1912 и №1674 (ecotechnica.com.ua)

Один из главных авторов законопроекта Геннадий Кривошея подчеркнул: "Сегодня у нас есть возможность путем предоставления льгот ввоза на территорию Украины электромобилей сократить использование энергоносителей, в том числе государства, которое оккупирует Украину. Я также хочу обратить внимание, что при использовании электромобилей стоимость проезда 100 км составляет около 10 грн, а на обычном автомобиле - около 150 грн".

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Геннадий Кривошея - один из авторов законопроекта об отмене пошлин на электромобили (112.ua)

Пока же электрический автопарк, хоть и демонстрирует солидный прирост в процентном отношении, в количественном выражении не дотягивает даже до тысячи машин, а большинство водителей вынуждены покупать бензин по 25 грн и тратить "около 150 грн на 100 км".

Защита национального производителя

После вступления нового постановления в силу, ощутимого всплеска спроса на машины с электротягой не наблюдается. Причиной тому, не в последнюю очередь, высокий НДС, который не удалось отменить авторам законопроекта №1912. Этот документ прошел лишь стадию рассмотрения, но принят не был. Проект внесения изменений в налоговый кодекс Украины предусматривал освобождение от уплаты НДС при импорте электромобилей вплоть до 1 января 2020 года. Но депутаты сочли такую льготу дискриминационной по отношению к украинским производителям электромобилей, даже несмотря на то, что таковых в нашей стране нет. А те украинские заводы, что есть, продают машины своим гражданам дороже, чем за границу.

Даже, казалось бы, безобидный законопроект №1674 удалось одобрить лишь после нескольких неудачных голосований и многочисленных попыток вернуться к его рассмотрению. Не обошлось на слушаниях и голосовании без традиционного скандирования депутатами "Ганьба!". Юрий Луценко призвал парламентариев принять проект изменений в первом чтении. "Мне кажется, что коллеги из Народного фронта не совсем верно трактовали этот законопроект. Это связанные, а не альтернативные законопроекты. Нам надо еще внести изменения в Таможенный кодекс. Это будет совместная победа над зависимостью от России", - сказал он.

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Калькулятор стоимости электромобиля в Украине, еще с графой "ввозная таможенная пошлина" (принтскрин autoconsulting.com.ua)

На примере модели Tesla S можно увидеть, что при начальной стоимости автомобиля в 76 500 евро (в Германии), украинскому покупателю электрокар до недавнего времени обходился в 101 тысячу. Калькулятор расчета стоимости, представленный на сайте, все еще учитывает десятипроцентный акциз. Отмена ввозной пошлины уменьшила дополнительный расход за ввоз на 7 650 евро, и цена выглядит уже более привлекательно - 93 465 евро. Полная отмена НДС могла бы снизить цену еще на 16 850 евро, но как раз на это украинские депутаты не согласились.

Удел энтузиастов

Конечно, снижение стоимости электромобилей для украинских покупателей на десять процентов (хотя реальные цифры показывают падение цен всего на 7-8%) - это первый шаг в будущее. Точнее, шажочек. А реальные изменения будут ощутимы только в случае принятия комплексных мер, направленных на автомобильную электрификацию страны. Например, после снижения или отмены НДС на электромобили. Создания государственной системы кредитования и лизинга электромобилей. Нелишним будет и стимулирование развития сети зарядных станций.

В данный момент электрозаправки строятся буквально на энтузиазме, а их количество все еще недотягивает до необходимого минимума. Украинским владельцам электромобилей для поездок на большие расстояния приходится тщательно прописывать маршрут от розетки к розетке или надеяться на то, что на обычной заправке им разрешат подзарядиться от сети. И тут без энтузиазма не обойтись.

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Первая в Украине сеть электрозаправок "Тока" (ecocars.com.ua)

В зарубежной практике есть масса примеров того, как государство стимулирует спрос на электромобили. Налоговые льготы для покупателей машин на электротяге действуют в США, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Великобритании, Японии, Франции и многих других странах. Так, власти Германии не только избавили владельцев электромобилей от транспортного налога, но и позволили ездить в полосе для общественно транспорта.

Покупатели электрокаров в Великобритании получают неплохую компенсацию стоимости авто - 5 тысяч фунтов стерлингов, таким образом, Nissan Leaf обходится британцам вместо 20 тысяч в 15 800 фунтов.

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Правительство Великобритании компенсирует четверть цены Nissan Leaf (nissan.co.uk)

Тот же Leaf в Украине обойдется покупателю минимум в $17 тыс. за новый автомобиль 2010 года выпуска. А модель прошлого года в самой простой версии будет стоить уже $33 тыс. За топовую версию с ускоренной зарядкой батареи украинцам придется выложить $38 тыс.

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Цена Nissan Leaf 2015 года выпуска в Украине (nissan-electro.com.ua)

Позади планеты всей

Одна из причин вялого спроса на электромобили в Украине - слабая инфраструктура. К примеру, в Японии - одной из самых продвинутых "электростран", количество зарядных пунктов уже сейчас превышает число АЗС. Специалисты компании Nissan, продавшей японцам почти 200 тысяч электрических Leaf, подсчитали, что зарядных станций в Японии уже больше 40 тысяч, против примерно 34 тысяч традиционных АЗС.

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: Количество общественных и домашних зарядных станций в Японии превысило число обычных АЗС (tokyotimes.com)

Одна из самых быстрорастущих сетей EV-заправок - в США. Сетевые операторы электрозаправок получают поддержку не только от правительства, но и от автопроизводителей. Так концерны BMW и Volkswagen согласились помочь сети ChargePoint в финансировании строительства 100 быстрых зарядных устройств вдоль оживленных трасс берегов США. Американская Pacific Gas Electric подала предложение на строительство 25 000 электрических автомобильных зарядных станций в общественных местах в северной и центральной Калифорнии (ведущий рынок для электромобилей в США), на сумму $654 млн. Great Plains Energy (Канзас) объявила о планах по созданию сети из более 1000 зарядных станций в регионе. При поддержке правительства США строит сеть пунктов зарядки Tesla.

Хотите купить электромобиль в Украине? Готовьтесь переплачивать

Фото: В США одна из самых развитых сетей зарядных станций в мире (carnanotech.com.ua)

Европарламент ведет активную работу по ускорению перехода транспорта на электротягу. В ближайшем времени владельцев бензиновых и дизельных машин, въезжающих в центры европейских городов, обяжут платить специальный побор за испорченный воздух. К 2030 году количество таких машин в европейских мегаполисах должно сократиться вдвое, а к 2050 году на них и вовсе введут полный запрет.

Меж тем, украинские законодатели находят более важные предметы для обсуждения. Например, поменять местами цвета украинского флага.

Также по теме: Будущее автопрома: на что делают ставки крупнейшие производители.