Будущее автопрома: на что делают ставки крупнейшие производители
Styler попробовал заглянуть в "прекрасное далеко" мирового автопрома на следующие десять лет
За последнее десятилетие понятие "автомобиль" изменились так существенно, как никогда прежде. Привычными для нас стали определения "гибрид"и "электромобиль". А к 2025 году производители обещают поставить на конвейер автомобили с автопилотом.
Шесть из семи международных автосалонов этого года (Детройт, Чикаго, Женева, Нью-Йорк, Пекин и Франкфурт) принесли нам несколько десятков электрокаров и гибридов. Значительная часть представленных моделей отправится на автоплощадки дилеров уже в конце этого и начале следующего года. Кроме гибридов и электромобилей у автопроизводителей сегодня в тренде беспилотники.
Автопилот
Для создания беспилотной системы управления автомобилем используют лазерные сенсоры, видеокамеры, ультразвуковые радары и GPS. Все это управляется специально разработанной операционной системой. Она способна анализировать ситуацию, определять объекты, препятствия и дорожные знаки, прогнозировать ситуацию и полностью контролировать автомобиль.
Во многом благодаря разработкам таких компаний как Continental, Bosch и ZF сегодняшнему водителю доступны система автоматической парковки, адаптивный круиз-контроль, система предотвращения столкновений и распознавания пешеходов, ночное видение, функция кругового обзора, функция удержания автомобиля в полосе, система распознавания дорожных знаков и разметки, система распознавания усталости водителя, не говоря уже об ABS и ESP.
Компания Bosch прогнозировала появление коммерческого автопилота к 2025 году еще пять лет назад, ведь большинство систем, необходимых для работы автопилота, выпускались немецким производителем уже тогда.
Фото: Будущий автопилот от Bosch
Недавно ZF представила компактный концептуальный электрокар Smart Urban Vehicle - "Умный городской автомобиль". Он умеет находить место на парковке и парковаться без присутствия водителя в салоне, сохраняет в облаке информацию о пройденных маршрутах для построения оптимальной траектории и выбора скорости для прохождения поворотов при следующей поездке.
Фото: Smart Urban Vehicle от ZF
Mercedes-Benz представил грузовик Future Truck 2025 с автопилотом для хайвея. Появление его на дорогах общего пользования ожидается через 10 лет.
Фото: Future Truck 2025 от Mercedes-Benz
Audi представила концепт электрического купе R8 e-tron с системой автономного управления.
Фото: Audi R8 e-tron
Свое видение электрокара с автоматическим управлением Nissan воплотил в концепте IDS.
Фото: Концепт IDS от Nissan
Корпорация Toyota обещает доработать свой Mobility Teammate Concept и выпустить на рынок автомобиль с системой автономного пилотирования к 2020 году.
Фото: Mobility Teammate Concept от Toyota
Машины от айтишников
Но не только автоконцерны и производители запчастей ведут разработки в этом направлении. К ним активно подключаются новые игроки - производители электроники. Батарею Samsung или LG теперь можно встретить не только в смартфоне.
Не первый год будоражит умы автомобилистов Google, обещающий выпустить свой беспилотный электромобиль. Благодаря стараниям Google в 2012 году власти штата Калифорния легализовали использование автомобилей с функцией автопилота. Не так давно корпорация получила патент на систему управления автопилотом. Google проводит тесты и к 2017 году планирует создать безопасный рабочий прототип, но сроки серийного производства пока не были озвучены.
Фото: Прототип с автопилотом от Google
Работу над созданием беспилотника ведет и компания Apple. Проект получил название Titan. Недавно появилась информация о том, что в документы, описывающие сферу деятельности швейцарского филиала Apple, официально включено производство автомобилей и других транспортных средств. Появилась информация о тестировании беспилотника Apple на военном полигоне в Калифорнии. Разработчикам поставлена задача, выдать готовый продукт к 2019 году.
Фото: Прототип от Apple
Изобретая колесо
Небольшие независимые компании также ищут пути к успеху. Интересный концепт был представлен в Женеве итальянской компанией ED Design. Беспилотный спорткар Torq создан для участия в гонках на выносливость "24 часа Ле-Ман" с расчетным временем прохождения круга за четыре минуты. Концепт-кар оснащен четырьмя электромоторами - по одному в каждом колесе. Подобную схему размещения моторов принимают на вооружение многие производители.
Фото: ED Torq от ED Design
Идея колеса с начинкой не нова. В 2008 году компания Michelin представила колесо, в котором размещался электромотор и элементы подвески.
Фото: Колесо Michelin Active Wheel
Немецкая компания NanoFlowcell представила спорткар Quant F. Он оснащен четырьмя электрическими моторами, суммарной мощностью 1090 лошадиных сил и двухступенчатой автоматической коробки передач. Разгон до "сотни" за 2,8 секунды. Максимальная скорость - больше 300 километров в час, а на одной зарядке автомобиль может проехать до 800 километров.
Фото: NanoFlowcell Quant F
Компания Rinspeed представила концепт Etos. Прототип гибридного спорткара, который оснащается автопилотом и, в придачу, летательным дроном.
Фото: Etos Rinspeed
Компания Chevrolet задалась целью сделать электромобили доступными. На домашнем автосалоне компания показала микровэн на электротяге под названием Bolt. Стоимость электрической модели должна составить порядка $30 тыс., а в продаже машина может появиться в 2017 году.
Фото: Chevrolet Bolt
Еще один концепт от Mercedes-Benz - микровэн F 015. Силовая установка автомобиля состоит из двух электромоторов, работающих от литий-ионной батареи и водородных топливных ячеек. Общий запас хода прототипа 1100 километров.
Фото: Mercedes-Benz F 015
Мечтатель с деловой хваткой
Говоря об электромобилях, стоит уделить внимание владельцу компании Tesla Motors Илону Маску. Его вклад в продвижение электромобилей подобен тому, что сделал Стив Джобс, превратив нишевый продукт в объект желания миллионов. "Поднявшись" на создании платежного сервиса PayPal, свою прибыль Маск инвестировал в будуще - в электромобили и коммерческое производство космических ракет SpaceX.
Фото: Илон Маск и его Tesla
По утверждению самого Маска, большое влияние на него оказали взгляды писателя-фантаста Айзека Азимова на освоение космоса и сохранение человечества. Следуя своим принципам, в начале года Маск передал научно-исследовательскому центру $10 млн на исследования по контролю над искусственным интеллектом.
Фото: Tesla Model S
Илон Маск инвестировал в создание Tesla Motors больше собственных средств, чем остальные соучредители: основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Бринн, а также основатель eBay Джефри Сколл. За десять лет компания уверенно заявила о себе и сегодня на очереди у Tesla уже третья и четвертая модели: компактный электрокроссовер Tesla X (принимаются заказы, ожидается в 2016 году) и доступный седан Tesla 3 (в 2017 году).
Фото: Tesla Model III
Работая на перспективу, Tesla строит собственные быстрые электрозаправки с бесплатной зарядкой своих автомобилей. Уже сейчас у владельцев Tesla есть возможность добраться с одного побережья США до другого, бесплатно заряжаясь только на станциях Tesla. И, конечно, в Tesla также работают над автопилотом, постепенно внедряя его уже сейчас, вместе с обновлением программного обеспечения на модель Tesla S.
Интересный факт: Илон Маск открыл все патенты на Tesla и любой автопроизводитель или частное лицо могут свободно использовать интеллектуальную собственность Tesla Motors.
Другим путем
Сжатый водород имеет более высокую энергетическую плотность, чем электричество, и может генерироваться из самого разного сырья. Водород легко хранить, что делает его перспективным источником энергии будущего. Несмотря на это, немногие автогиганты спешат переходить "на воду". Наиболее заметны в этом направлении успехи Toyota и Honda.
Весной этого года в Японии стартовали продажи автомобиля на водородной установке Toyota Mirai.
Фото: Toyota Mirai
Стоимость модели составляет примерно $61 тыс. В этом году Toyota также представила водородный концепт FCV Plus.
Фото: Toyota FCV Plus
Компания Honda назвала свой водородный автомобиль просто FCV, заявив, что серийный образец появится на японском рынке уже в 2016 году.
Переходный период
Пока для производителей автомобилей на альтернативном топливе остаются открытыми несколько важных вопросов: запас хода на одном заряде батареи, инфраструктура зарядных станций, сокращение времени зарядки аккумулятора и утилизация батарей.
Тем временем массовое производство ориентируется на компактные автомобили и гибридные кроссоверы. Икс-кроссы в ближайшие пару лет появятся в конюшнях даже таких производителей как Maserati, Jaguar и Lamborghini.
Фото: Первый в истории Maserati внедорожник - Levante
Фото: Jaguar F-Pace
Кстати, Lamborghini готовит к выпуску в 2016 году еще и гибридный суперкар, который должен составить конкуренцию Ferrari LaFerrari, Porsche 918 Spyder и McLaren P1.
Полтора десятка новых гибридных кроссоверов от массовых производителей появятся в дилерских центрах уже в следующем году. Стоит отметить несколько наиболее ожидаемых моделей.
Toyota показала близкий к серийному автомобилю концепт CH-R, озвучив планы по выходу на рынок в 2016 году.
Фото: Концепт Toyota CH-R
Nissan ответил концептом гибрида Gripz с электромотором от Leaf.
Фото: Концепт гибрида Gripz от Nissan
Гибридную версию обещают и Porsche Macan, а тем временем публике показали находящийся в разработке электрический суперкар Mission E.
Фото: Концепт-кар Mission E от Porsche
Концептуальный кроссовер Aston Martin DBX с электрической силовой установкой был представлен в Женеве.
Фото: Концепт-кар Aston Martin DBX
Один из новичков рынка - китайская марка Qoros, представила концепт субкомпактного гибридного 2 SUV PHEV.
Фото: Qoros 2 SUV PHEV
В июне 2015 года один из ведущих производителей аккумуляторных батарей, китайская компания BYD, начала продажи гибридного кроссовера Tang, а вскоре планирует старт продаж еще двух моделей - Song и Yuang.
Фото: BYD S3
Geely обещает предоставить покупателям доступный Emgrand Cross Concept Hybrid.
Фото: Emgrand Cross Concept Hybrid
SsangYong планирует поставить на конвейер компактный гибрид XAV-Adventure.
Фото: XAV-Adventure
Hyundai привезла на женевский автосалон Tucson с двумя типами гибридной силовой установки: серийной и концептуальной. Первый представляет собой комбинацию 2-литрового дизельного ДВС и 14-сильного электромотора, а концептуальная версия состоит из дизеля, 68-сильного электромотора и литий-ионного аккумулятора, позволяющего проехать на электротяге до 50 км.
Фото: Hyundai Tucson
Kia представила полноприводный Trail'ster с электромотором для задней оси.
Фото: Kia Trail'ster
Volkswagen готовит к серийному производству в США гибридный кроссовер Cross Coupe GTE.
Фото: Cross Coupe GTE
Это далеко не все гибридные кроссоверы, представленные за год, но массовость, с которой производители ставят их на конвейер, позволяет говорить уже не о тенденции, а настоящем тренде.
Энергия в цене
Мировым лидером по количеству электромобилей является Китай, по дорогам страны передвигается больше 150 тысяч электрокаров. В Китае производители транспорта на альтернативных источниках энергии получают государственные субсидии. Еще несколько стран содействуют производителям и покупателям прогрессивного транспорта на законодательном уровне. Государственные же аппараты большинства стран с неохотой открывают двери для "зеленого" будущего, так что большинству желающих электрокары и гибриды пока не по карману.
Несмотря на все трудности, мировые темпы роста рынка электромобилей составляют около 76%. К концу года количество "электричек" в мире должно перешагнуть отметку в один миллион.
Если в статистику добавить гибридные автомобили, цифра получится впечатляющая, ведь одна лишь Toyota продала более семи миллионов своих гибридов (включая Lexus).
Пока что количество автомобилей на альтернативных источниках энергии составляет лишь малый процент от всего объема автомобилей, но гибриды и EV становятся более приспособленными к жизни, а главное - доступней. Так что, кажется, пора обзавестись высоковольтной розеткой для дома, в ближайшие десять лет она может понадобиться.
Кстати, недавно Styler рассмотрел все за и против установки ГБО в машине.