ua en ru

В.Ющенко ветировал закон о всеукраинском референдуме.

Президент Украины Виктор Ющенко применил право вето к закону "О всеукраинском референдуме", который был принят Верховной Радой 5 июня 2009 г. Об этом заявила заместитель главы Секретариата президента - представитель Президента в Конституционном суде Марина Ставнийчук, сообщает пресс-служба главы государства. "Закон требует значительной содержательной доработки с целью воссоздания в нем базовых европейских демократических стандартов по проведению референдумов. Речь идет, в частности, об установлении четких требований к вопросу, который выносится на референдум. Кроме того, закон требует и существенной технико-юридической доработки", - сказала М.Ставнийчук. Так, в соответствии с принятым парламентом законом предметом всеукраинского референдума могут быть любые вопросы, за исключением тех, по которым референдум не допускается согласно Конституции Украины; всеукраинский референдум по народной инициативе - это способ принятия гражданами решения по любому вопросу, за исключением предусмотренных ст. 74 Конституции Украины (относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии). "Следовательно, закон фактически допускает проведение всеукраинского референдума по народной инициативе по вопросам правоприменительного, исполнительного характера, которые принадлежат, в частности, к полномочиям судов, органов прокуратуры, следствия, органов исполнительной власти и тому подобное, а также по высказыванию недоверия любому органу государственной власти", - объяснила она. М.Ставнийчук отметила, что такой подход не отвечает конституционным принципам разделения государственной власти в Украине на законодательную, исполнительную и судебную, а также не учитывает решения Конституционного суда (от 27 марта 2000 г. №3-рп/2000), которое объясняет, что действующая Конституция Украины не предусматривает институт высказывания недоверия на всеукраинском референдуме, в том числе провозглашенном по народной инициативе, Верховной Раде или любым другим конституционным органам государственной власти как возможного основания досрочного прекращения их полномочий. Также принятым 5 июня законом вопреки нормам Конституции Украины Верховная Рада наделена полномочиями назначать всеукраинский референдум об одобрении новой редакции Конституции Украины. Однако, по Основному закону государства, Верховная Рада уполномочена назначать всеукраинский референдум лишь по вопросам, определенным ст. 73 Конституции Украины, то есть по вопросам изменения территории Украины. Замечания вызывают и положения закона, устанавливающие обязанность Президента Украины провозгласить всеукраинский референдум по народной инициативе, если под требованием о его проведении подписались не менее чем 3 млн граждан Украины, которые имеют право голоса, и при условии, что подписи под этим требованием собраны не менее как в двух третях областей и не менее как по 100 тыс. подписей в каждой области. Так, по данному закону Президент Украины обязан издать соответствующий указ в течение семи дней со дня получения постановления Центральной избирательной комиссии об общих итогах сбора подписей граждан под требованием о проведении всеукраинского референдума. Однако такое законодательное предписание изложено без учета упомянутой правовой позиции Конституционного суда, согласно которой, в частности, Президент должен осуществлять проверку на соответствие Конституции Украины вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум по народной инициативе. Также закон вопреки нормам Конституции (ст. 93, 96, 154, 156) установил порядок реализации права законодательной инициативы в Верховной Раде относительно внесения изменений в Конституцию Украины, порядок работы парламента, требования относительно количества голосов народных депутатов, необходимых для принятия того или иного решения парламентом. Существенные замечания вызывают и нормы закона относительно непосредственной процедуры организации и проведения референдума. "Не могут быть поддержаны также положения закона, которые определяют правовые последствия всеукраинского референдума, - добавила М.Ставнийчук. - Так, ст. 38 закона среди правовых последствий всеукраинского референдума предусмотрена, в частности, обязательность для рассмотрения его результатов государственными органами, к компетенции которых принадлежит вопрос принятия соответствующих решений. Это не отвечает конституционным требованиям относительно непосредственной обязательности акта народного волеизъявления (ст. 5, 69 Конституции Украины). По правовым позициям Конституционного суда, выраженным, в частности, в решениях от 5 октября 2005 г. № 6-рп/2005, от 16 апреля 2008 г. № 6-рп/2008, результаты народного волеизъявления, полученные путем референдума, являются обязательными; решение, принятое на всеукраинском референдуме, является окончательным и не требует утверждения или одобрения Верховной Радой или любыми другими органами государственной власти Украины. Таким образом, полностью игнорируется воля народа при проведении всеукраинского референдума как обязательного и окончательного решения. При этих условиях Президент Украины как гарант прав и свобод граждан Украины никогда не подпишет такой закон", - пояснила она. Учитывая перечисленные и много других замечаний правового характера, В.Ющенко вернул закон "О всеукраинском референдуме" парламента на повторное рассмотрение со своими соответствующими предложениями.