ua en ru

Исчезновение одного из хранителей акций ОАО "ХК "АвтоКрАЗ" заблокировало сделки компании с активом

В ОАО "ХК "АвтоКрАЗ" исчез один из хранителей акций (ООО "ТК Брок"), что сделало невозможными любые сделки с активом, а также перевод акций компании в бездокументарную форму, пишет издание "Коммерсант-Украина".

Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) впервые столкнулась с проблемой исчезновения хранителя, участвующего в дематериализации акций. Руководитель аппарата ГКЦБФР Сергей Бирюк рассказал изданию, что из-за отсутствия торговца-хранителя ООО "ТК Брок" по месту регистрации комиссия рассматривала вопрос о лишении его лицензий. "ТК Брок" числится в реестре торговцев, но его нет среди хранителей. В компании в последние дни на звонки не отвечали.

Случай с "АвтоКрАЗом" беспрецедентен. "Мы с таким раньше не сталкивались", - говорит Сергей Бирюк. Из-за исчезновения хранителя заблокирован перевод акций ОАО "ХК "АвтоКрАЗ" в бездокументарную форму. Этот процесс начался еще 21 февраля. Тогда обращение бумаг в системе депозитарного учета было остановлено Всеукраинским депозитарием ценных бумаг (ВДЦБ). Перевод акций из документарной в бездокументарную форму предусматривает, что хранители должны предоставить в депозитарий информацию обо всех акционерах. Непредоставление "ТК Брок" списка собственников акций "АвтоКрАЗа" и привело к срыву дематериализации. Отметим, что срок обездвиживания законодательно не ограничен. Но дематериализация акций "АвтоКрАЗа", по меркам украинского рынка, длится слишком долго - эмитенты, акции которых были обездвижены в феврале-марте, полностью завершили этот процесс в первой половине июля.

Неофициально в ГКЦБФР рассказали изданию, что комиссия провела анализ сложившейся ситуации, и оказалось, что незадолго до исчезновения ООО "ТК Брок" у компании сменился собственник, который сообщил в комиссию о краже хранившейся у нее информации. При этом "ТК Брок" выполняла свои обязанности торговца. По информации участников рынка, "ТК Брок" обслуживала клиентов, владевших ценными бумагами примерно 92 эмитентов.

В отчете ХК "АвтоКрАЗ" за 2010 год нет данных о ее акционерах. "Пока все хранители, задействованные в этом процессе, не отрапортуют о том, что они выполнили необходимые действия, депозитарий не может дать сообщение о разблокировке бумаг для обращения",- сказал глава правления ВДЦБ Николай Швецов. Сергей Бирюк заверил издание, что комиссия проанализирует свои нормативные акты и урегулирует возникшую проблему: "Мы должны сделать так, чтобы это не повторялось. А если подобные ситуации возникнут вновь, чтобы их можно было легко разрешить".

Участники рынка полагают, что исчезновение ООО "ТК Брок" организовано для блокирования перевода акций ХК в бездокументарную форму. "АвтоКрАЗ" - единственный в Украине производитель большегрузных автомобилей, входит в группу "Финансы и Кредит" Константина Жеваго, активы которого в этом году подверглись проверкам СБУ. "Держатель контрольного пакета не хочет, чтобы его бумаги отобрали или купили. Таким образом можно предотвратить вообще какие-либо действия в отношении конкретного предприятия",- предположил один из торговцев. Руководитель одной из КУА сказал, что блокировка оборота бумаг - единственный способ защиты активов в такой ситуации. Еще одна версия - создание Жеваго нового депозитария.

Затягивание перевода акций в бездокументарную форму создает дополнительные риски для всего фондового рынка. "Бумаги "АвтоКрАЗа" находятся в фондах у инвесторов, но их продажа невозможна. Их полгода даже оценить нельзя",- отметил президент "Проспект Инвестментс" Владимир Сиренко. К тому же, миноритарии эмитентов, которые не начали дематериализацию своих акций, теперь с опаской инвестируют в похожие компании. "Без нормативного урегулирования этого вопроса не исключено повторение такой ситуации с другими компаниями, не прошедшими процедуру дематериализации",- говорит руководитель аналитического отдела ИГ "ТАСК" Андрей Шевчишин.