ua en ru

Украине придется на некоторое время смириться с неопределенностью статуса "отдельных районов"

Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина

Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина

К большому сожалению, история не знает примеров быстрого и безболезненного разрешения конфликтов вроде того, что уже почти полгода горит на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей. Более того, необходимо осознавать, что в краткосрочной перспективе идеального варианта решения таких конфликтов не может существовать даже в принципе, поскольку быстро удовлетворить антагонистические интересы противников практически нереально.

Следовательно, любое решение, которое сейчас предлагается экспертами или политиками как быстрый и эффективный вариант решения конфликта на Донбассе, начиная от требования "дожать сепаратистов" и заканчивая предложениями навсегда "отцепить" проблемные территории, к сожалению, не сможет быть реализованным через реальный расклад сил и совокупность внутриполитических и геополитических факторов. Учитывая это, украинскому обществу придется на некоторое время смириться с неопределенностью статуса "проблемных территорий", которые украинское государство не сможет ни вернуть под свой полный контроль, ни полностью избавиться. Спорить по поводу того, что лучше - сохранить или избавиться от отдельных территорий Донбасса, подконтрольных пророссийским боевикам и российским военным, - сейчас бессмысленно, поскольку в реальности такой альтернативы просто не существует. Именно под таким углом зрения следует рассматривать проект закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (№ 5081, внесенный Президентом Украины).

Принятие этого закона и реализация его положений должно способствовать достижению единой цели - переводу усилий по устранению или разрешению противоречий, вызвавших конфликт, из фазы вооруженного противостояния в русло политико-правового урегулирования. В случае успешной реализации положений закона центральная украинская власть, по крайней мере, гипотетически, может вернуть захваченные "сепаратистами" территории правому полю Украины и определить путем избрания представительных органов местного самоуправления, с кем и о чем придется вести переговоры в дальнейшем.

Безусловно, в этом случае часть боевиков и лидеров ЛНР и ДНР, скорее всего, попадет в представительные органы власти, но уровень их радикализации, видимо, таки уменьшится, а главное - сформированные по результатам выборов органы местного самоуправления будут вынуждены взять под контроль ситуацию в регионе, который сейчас находится под контролем всевозможных криминальных структур, полевых командиров и "военной комендатуры российской армии, подразделения которой случайно заблудились в степях Донбасса". Не трудно предсказать, что самостоятельно взять ситуацию под контроль "новоизбранным" органам местного самоуправления "отдельных районов Донецкой и Луганской областей" будет очень непросто, что дает Киеву по крайней мере призрачную надежду на возникновение у новых лидеров "мятежных" территорий дополнительной мотивации к сотрудничеству с киевской властью.

Следовательно, в определенной степени, реализация положений законопроекта может сыграть на руку центральной украинской власти. Именно поэтому, боевики ДНР и ЛНР скорее всего будут сопротивляться реализации положений законопроекта. Хотя бы по той причине, что боевики-сепаратисты не признают законов Украины и вряд ли собираются их признавать.

Остальные положения законопроекта - это лишь обещания уступок, своеобразная плата, которую готова заплатить центральная власть за относительный мир, формальное сохранение территориальной целостности, восстановление хотя бы мнимого контроля над проблемными территориями и возможность вести переговоры относительно дальнейшего урегулирования конфликта на Донбассе не с самопровозглашенными лидерами а-ля гиркины, бородаи или пономаревы, а все-таки легитимно и легально избранными представителями местных общин.

В то же время надо отметить, что "уступки", которые предлагаются центральной властью, на самом деле, выписаны в законопроекте более чем туманно, что дает основания как переоценивать, так и недооценивать их реальные размеры, вес и значение.

Прежде всего, кроме чисто символического жеста - свободного использования русского языка, который и до этого царил в регионе, законопроектом предлагается амнистия лиц, воевавших на стороне боевиков, но не совершивших тяжелых преступлений, при условии, что они добровольно сложат оружие. Далее законопроект содержит полный набор прелестей "децентрализации". Для начала, особый порядок назначения прокуроров и судей, который, между прочим, совсем не прописан в законопроекте. Остался нераскрытым и механизм заключения соглашений между органами местного самоуправления и Кабинетом Министров Украины относительно обеспечения развития отдельных территорий. Не определяются законопроектом и объемы финансирования государственной целевой программы, направленной на восстановление отдельных районов. Не раскрыто содержание и задекларированного проектом закона отличного от общего порядка ведения экономической и инвестиционной деятельности. Загадкой является также реальное содержание права органов местного самоуправления отдельных районов "развивать добрососедские отношения с территориально-административными единицами Российской Федерации". Положение законопроекта о праве городских, поселковых и сельских советов формировать отряды народной милиции также не детализированное. Более того, из текста вообще не понятно на каких правовых основаниях можно будет реализовать все "особые права" органов местного самоуправления, предусмотренные законопроектом.

Итак, законопроект лишь декларирует, но не определяет и не раскрывает реального содержания "прав и привилегий", которые временно "дарятся" центральной властью отдельным территориям. Более того, даже рамки "отдельных территорий" законопроектом не определяются достаточно четко и однозначно. Это создает слишком большой простор для интерпретаций, что дает основания экспертам и политикам делать диаметрально противоположные выводы - от сдержанно положительных до истерически негативных.

Однако не стоит начинать ломать копья в спорах, поскольку боевики ЛНР, ДНР и их кремлевские кукловоды вряд ли согласятся выполнять нормы законопроекта, независимо от того, будет ли он одобрен Верховной Радой Украины.

Таким образом, до урегулирования ситуации на Донбассе даже в таком виде, в котором это мог бы обеспечить указанный законопроект, еще очень далеко.