ua en ru

Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан не согласны с результатами голосования за обязательства по Киотскому протоколу

Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан решили обратить внимание ООН на нарушение процедуры голосования за соглашение о втором периоде обязательств Киотского протокола. Об этом пишет "Коммерсант-Украина" со ссылкой на Госагентство экологических инвестиций (ГАЭИ).

В пресс-службе Госагентства экологических инвестиций рассказали изданию, что 22-23 января в Минске состоялась консультационная встреча представителей Украины, России, Белоруссии и Казахстана, на которой обсуждалось, каким образом реагировать на нарушения, допущенные при голосовании за соглашение о втором периоде реализации Киотского протокола. Претензии стран заключаются в том, что избранный конференцией порядок принятия решений ставит под сомнение его легитимность и дает повод для различной трактовки документа.

В пресс-службе агентства рассказали, что решение приняли в отсутствие кворума. Конференция затянулась на один день, а некоторые делегации улетели накануне. Кроме того, проект решения, который обсуждался участниками в течение нескольких лет, не соответствовал согласованным ранее договоренностям.

"Когда Украина, Россия и Белоруссия попытались высказать свое несогласие, глава конференции проигнорировал это",- отмечают в пресс-службе.

Ряд принятых положений противоречит интересам Украины. Страна, как и настаивала, получила право перенести неиспользованные в 2008-2012 гг. единицы установленного количества (ЕУК) выбросов в объеме 2,7 млн т на второй период действия - 2013-2020 гг. Но в новой редакции ст. 13 документа появилась норма о том, что "позитивная разница между установленным количеством на второй период и средними ежегодными выбросами за первые три года предыдущего периода действия, умноженная на 8, переводится на счет аннулирования". То есть при установленном количестве выбросов на 2013-2020 гг. в 5,65 млрд т СО2 (76% от базового 1990 г.) и среднем показателе за 2008-2010 гг. (390 млн т) может аннулироваться 2,5 млрд т.

"Выбранные для усреднения годы являются наихудшими для Украины, так как из-за мирового кризиса в эти годы снижался уровень производства и выбросов. Их объем был, например, на 11% меньше, чем в 2007 г. Такой навязанный Украине подход не только не дает возможности оперировать свободными ЕУК, но и приводит к превышению разрешенного показателя даже в случае минимального роста выбросов", - отмечают в пресс-службе ГАЭИ.

То есть если Украина превысит показатель выбросов, придется их покупать, поясняет координатор программы по изменению климата Национального экологического центра Мария Сторчило.

"3 июня начнется очередная сессия в Бонне, и там должны быть определены следующие шаги. Каждая страна будет иметь право высказаться. Окончательное решение может быть найдено в декабре в Варшаве на 19-й конференции сторон",- отмечает советник главы ГАЭИ Наталья Кушко.

В случае ратификации ограничение роста экономики из-за необходимости реального сокращения выбросов прогнозировано будет иметь негативное влияние на конкурентоспособность Украины, Белоруссии, Казахстана и некоторых стран Восточной Европы по сравнению с мощными развивающимися экономиками, не имеющими обязательств по сокращению выбросов (Китай, Индия, Бразилия).

Наталья Кушко предполагает, что если позиция Украины, России, Белоруссии и Казахстана будет рассмотрена в ООН, то не исключено, что переговоры начнутся заново, хотя и процессуально это будет тяжело. В этом случае в действии Киотского протокола будет перерыв, что нарушает суть этого документа. Прецедент с рассмотрением претензий и частичным согласованием замечаний был у Боливии, отмечает Мария Сторчило. Правда, тогда речь не шла о глобальном втором периоде обязательств.

"Но все-таки четыре страны против, и должна быть реакция",- говорит госпожа Кушко.

Читайте также: Украина реализует договоренности по Киотскому протоколу на общую сумму 3,8 млрд грн, - Минприроды