ua en ru

Рыбалка: Антикоррупционный суд не сможет полноценно функционировать без учета наших поправок

Рыбалка: Антикоррупционный суд не сможет полноценно функционировать без учета наших поправок Фото: Сергей Рыбалка (facebook.com sergey.v.rybalka)

Сергей Рыбалка подчеркнул, что первая принципиальная поправка касается общей идеологии функционирования Антикоррупционного суда

Антикоррупционный суд не сможет полноценно функционировать без учета наших поправок. Об этом заявил экс-глава финансового комитета, народный депутат Сергей Рыбалка в своем блоге.

Как известно, на этой неделе парламент будет рассматривать президентский законопроект о Высшем антикоррупционном суде. К этому документу поступило более 2000 поправок. По словам Рыбалки, первая принципиальная поправка, на которой нужно настаивать, касается общей идеологии функционирования Высшего антикоррупционного суда.

"Мы с экспертами критически проанализировали документ, который выносится на рассмотрение парламента, и считаем, что Антикоррупционный суд не сможет полноценно функционировать без учета наших поправок, которые позволят существенно улучшить систему антикоррупционных органов", - отметил Сергей Рыбалка.

Законопроектом предлагается, чтобы этот суд работал на постоянной основе. Однако, по словам политика, это противоречит ключевой задаче судебной реформы – перезагрузить всю судебную систему, чтобы все суды – а не только специализированный – были честными, прозрачными, справедливыми, и могли бороться с коррупцией как на бытовом уровне, так и среди топ-чиновников.

"Считаем, что Антикоррупционный суд должен создаваться временно, максимум на 5 лет. Это достаточный срок для того, чтобы наладить такую систему работы других судов, чтобы повысить к ним доверие и сделать борьбу с коррупцией тотальной. Так же на пять лет должен избираться и Общественный совет экспертов", - убежден Сергей Рыбалка.

Он также высказал предостережение относительно процедуры отбора судей в Высший антикоррупционный суд. В частности, в проекте по этому поводу указано, что основным требованием является наличие опыта международной антикоррупционной работы. И уже после этого – юридический или научный стаж и другие добродетели.

Он подчеркнул, что эксперты неоднократно предостерегали от такого подхода, который существенно сужает круг потенциальных кандидатов, поскольку эти требования еще строже, чем к судьям Верховного суда.

"А антикоррупционный суд – это только один из специализированных судов, а не автономный и независимый от остальной системы судопроизводства орган. Если круг узок – то о реальной конкуренции говорить нечего. Поэтому мы предлагаем сделать международный антикоррупционный опыт одним из возможных критериев отбора, наряду с пятилетним опытом судейства или семилетним – научной деятельности в сфере права", - заявил Сергей Рыбалка.

По его мнению, круг потенциальных кандидатов на должность члена антикоррупционного суда может сузить требование не допускать в перечень кандидатов тех, кто имел какие-либо трудовые или иные договорные отношения с политическими партиями.

"Мы убеждены, что запрет участвовать в конкурсе для членов руководящих органов политических партий – вполне достаточный барьер. Зато, оставив текущий вариант, можем оставить за бортом высокопрофессиональных специалистов, которые могли быть даже разовыми консультантами для политсил", - отметил Сергей Рыбалка.

По его словам, "если существенно не доработать законопроект, он станет профанацией, а коррумпированная власть сможет поставить его себе на службу и превратить в инструмент борьбы с оппонентами", а внесение предложенными народным депутатом поправок к законопроекту снизит риски для самих судей и повысит доверие к антикоррупционному суду у обычных граждан.