ua en ru

Российский "Внешэкономбанк" может войти в консорциум по строительству новой линии метро в Киеве

"Проминвестбанк" (ПИБ), дочернее предприятие российского "Внешэкономбанка" (ВЭБа) может войти в консорциум с украинскими госбанками, создаваемый для реализации первой очереди проекта строительства новой линии метро в Киеве стоимостью 1,25 млрд долл. Об этом пишет "Коммерсант Украина".

ВЭБ получит право войти в проект в 2014 г. после получения в Украине статуса международной финансовой организации. Обещание Киева решить этот вопрос в течение полугода внесено в проект протокола заседания комитета двусторонней межгосударственной комиссии, прошедшего вчера в Калуге.

ПИБ, 97,85% которого принадлежит ВЭБу, может войти в банковский консорциум по строительству первого пускового комплекса четвертой линии Киевского метрополитена. По словам источника, ПИБ уже провел консультации с украинским Минфином и госбанками. Также войти в консорциум могут Укрэксимбанк, Ощадбанк и Укргазбанк. О планах по созданию такого консорциума на прошлой неделе публично заявил заместитель председателя столичной горгосадминистрации Михаил Костюк.

Если стороны договорятся, ПИБ привлечет фондирование в ВЭБе, но его вклад в проект не превысит 15% общего объема средств консорциума, сообщил Костюк. По его данным, это связано с возможностями самого ПИБа, у которого лимит на одного заемщика ограничен 160 млн долл. В ходе консультаций с Минфином обсуждалась альтернатива - начать вхождение в проект с достройки моста через Днепр за счет средств, привлеченных ПИБом под госгарантии Украины. "Переговоры с госбанками могут затянуться, а если структуры ВЭБа хотят воспользоваться госгарантиями на 2013 г., им надо пройти все согласования до конца года. В юджете-2014 объем средств на госгарантии будет серьезно уменьшен", - сказал Костюк.

В Министерстве финансов подтвердили факт переговоров с ПИБом. "Но окончательного решения пока нет. ПИБу нужно отработать целый ряд вопросов, в том числе определиться с масштабом своего будущего участия в проектах в Украине. Одно дело достроить мост, а другое - брать на себя что-то более капиталоемкое",- отметил собеседник в министерстве. Он уточнил, что в бюджете-2013 заложены госгарантии на 50 млрд гривен (6,1 млрд долл.), а в 2014 г. он будет уменьшен до 30 млрд (3,66 млрд долл.). Достройка моста обойдется в 1 млрд грн (122 млн долл.). В ПИБе от официальных комментариев отказались.

Общая стоимость проекта строительства новой ветки киевского метро оценивается в 2,25 млрд долл. Ветка длиной 14,5 км пойдет с правого берега Днепра в спальные районы на левом берегу, с которыми нет достаточного сообщения. Речь идет о строительстве 12 новых станций. В перспективе ветка будет достроена до аэропорта Жуляны. В 2012 г. конкурс на услуги инвестиционного консультирования по формированию проекта выиграло ОАО "Федеральный центр проектного финансирования", дочерняя структура ВЭБа.

Консультанты предложили разделить проект на два этапа. Первый стоимостью 1,25 млрд долл. включает cтроительство центрального участка длиной 7,3 км и достройку моста через Днепр, сооружение шести станций и двух пересадочных узлов - "Подольская" и "Глыбоческая" (так называемый первый пусковой комплекс). Реализация второго пускового комплекса длиной 7 км - шесть станций на левом берегу от станции "Радужная" и депо, а также достройка ветки на правом берегу от станции Вокзальная до аэропорта Жуляны - предполагает создание консорциума инвесторов для строительства и эксплуатации участка на 25 лет на условиях концессии. Приблизительная стоимость - около 1 млрд долл. Город намерен внести центральный участок концессионеру в качестве капитального гранта.

До сих пор предполагалось, что строительство первого пускового комплекса в основном профинансирует ВЭБ под госгарантии Украины. Но еще весной российский госбанк задался целью получить в Украине статус, аналогичный статусу международной финансовой организации (МФО), что снизило бы риски проекта. И вот вчера дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Вопрос о предоставлении ВЭБу статуса, аналогичного статусу МФО в Украине, был включен в проект протокола 10-го заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества (его возглавляют премьеры Николай Азаров и Дмитрий Медведев) украино-российской межгоскомиссии, заседание которой прошло вчера в Калуге. "Украинская сторона берет на себя обязательства проработать к следующему заседанию комиссии вопрос о включении ВЭБа в перечень организаций, кредитные соглашения с которыми подписываются согласно процедурам для МФО", - отметил источник.

Речь идет о подписании межгосударственного соглашения, которое должно быть ратифицировано парламентами двух стран и подписано президентом Украины. После этого Кабинет министров должен принять постановление, вносящее изменения в постановление N1027. На эти процедуры, по его оценкам, может уйти около полугода.