ua en ru

Госкомзем и КГГА договорились о взаимодействии по возобновлению контроля за землепользованием в Киеве

Госкомзем и Киевская городская государственная администрация (КГГА) договорились о взаимодействии по возобновлению контроля государства за землепользованием в Киеве. Соответствующая договоренность была достигнута в ходе встречи председателя Госкомзема Олега Кулинича с первым заместителем КГГА Александром Поповым, передает пресс-служба Госкомзема.

В ходе совещания было принято решение об устранении спорных вопросов, существующих в сфере землепользования в Киеве.

В частности, стороны договорились отменить дублирование функций Главного управления земельных ресурсов при КГГА.

Учитывая тот факт, что с 12 июля 2010 г. начала работу правительственная межведомственная рабочая группа по анализу состояния соблюдения законодательства в сфере земельных отношений, Госкомзем считает необходимым решение следующих вопросов:

- устранение дублирования функций и полномочий Госкомзема и главка земельных ресурсов КГГА;

- устранение со стороны КГГА препятствий по деятельности главка Госкомзема в Киеве и Киевского городского филиала "Центр ГЗК" на территории города;

- приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства решений Киевсовета и КГГА;

- отмена незаконно принятых решений по приватизации земельных участков, в первую очередь в местах реконструкции объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

- разработка детального планирования Киева, чтобы обеспечить прозрачный, открытый для общественности города процесса распределения земельных ресурсов с учетом социальных интересов общины, экологической и экономической целесообразности;

- введение открытой продажи на конкурентных принципах прав собственности на земельные участки и прав на их аренду.

Напомним, в выполнение поручения Кабмина в марте 2010 г. комиссия Госкомзема Украины провела проверку выполнения КГГА требований действующего законодательства по вопросам земельных отношений.

По результатам проверки было установлено, что созданный при КГГА главк земельных ресурсов фактически дублирует функции, возложенные действующим законодательством на главк Госкомзема в Киеве, и делает невозможным контроль государства за использованием столичных земельных ресурсов.

Так, согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины, право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Уполномоченным органом согласно действующему законодательству Украины является Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины. Фактически, на сегодня регистрацию этих прав проводит Главзем КГГА, что прямо противоречит нормам действующего законодательства Украины.

С учетом этого факта и практического пренебрежения столичной властью норм земельного законодательства и требований постановлений Кабинета министров Украины Комиссия определила, что могут возникнуть предпосылки к нарушению законных интересов граждан в получении права собственности на землю.

Кроме того, анализ решений Киевсовета и распоряжений КГГА засвидетельствовал тот факт, что земельные участки распределяются без учета экологической целесообразности и без социальных интересов общины. При этом процессы распределения проходят непрозрачно, закрыто от общественности города и государства в лице органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, что создает условия для злоупотреблений и коррупционных проявлений.

Так, согласно ст. 150 Земельного кодекса Украины земли природного заповедного фонда и земли историко-культурного назначения относятся к особо ценным землям. С момента введения в действие Земельного кодекса Киевским горсоветом не совершено ни одного действия по оформлению этих земель.

В результате изъяты из территорий зеленых зон значительные площади в парках "Кинь грусть", Мариинского парка, парка "Нивки", парка "Победа".

Отдельно Комиссия определила полное отсутствие работы по определению границ земельных участков, на которых расположены многоэтажные дома. До сих пор у столицы Украины нет разработанного генерального плана, который должен был учитывать государственные стандарты и нормы, региональные и местные правила застройки. Отсутствие указанной документации делает незащищенными придомовые территории от изъятия под новое строительство.