Гендиректор китайской компании HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND) Ван Цзин будет курировать строительство трансокеанского судоходного канала в Никарагуа. Об этом сообщает "РБК daily".
О Ван Цзине мало кто слышал вплоть до подписания 14 июня Президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой соглашения о строительстве канала между Тихим и Атлантическим океанами. Глава HKND входит в совет директоров более 20 предприятий, и многие никарагуанцы боятся, что правительство ввязалось в сделку с подставным инвестором, который просто перепродаст право пользования каналом.
По словам Цзина, он изучал традиционную китайскую медицину в одном из пекинских университетов. Свой базовый капитал он заработал, инвестируя в добычу золота, железной руды и драгоценных камней в странах ЮВА, в частности в Камбодже и Таиланде. Однако основу его благосостояния, которое Bloomberg оценивает в 1,1 млрд долл., составляет телекоммуникационный бизнес. Цзин является председателем и мажоритарным акционером (37%) Xinwei Telecom Technology (капитализация компании составляет около 2,95 млрд долл.). В 2009 г. он выкупил долю убыточной Xinwei у государственной компании Datang. Однако при Цзине компания сделала упор на развитии беспроводных телефонных технологий и в 2012 г. получила 325,5 млн долл. прибыли.
Компания HKND была зарегистрирована на Каймановых островах всего за месяц, а ее сайт заработал всего за несколько дней до подписания соглашения с Никарагуа. "С чем связан выбор Ван Цзина? У него нет опыта в строительстве каналов или хотя бы крупных инфраструктурных проектов", - недоумевает руководитель исследовательской компании Inter-American Dialogue Маргарет Майерс.
Аналитики полагают, что секрет, возможно, кроется в связях Ван Цзина с Коммунистической партией Китая (КПК). Однако Цзин отрицает, что за ним стоят влиятельные партийные боссы. "Людям кажется, что такой масштабный проект должен быть завязан на политике. Но это не так. Это просто бизнес. В конце концов, я даже не член КПК", - заявил миллиардер The Financial Times.
Официально китайские власти никак не комментировали проект строительства Никарагуанского канала, хотя КНР потенциально будет среди самых крупных его клиентов. "На данный момент Китай является вторым по величине пользователем Панамского канала, расширение которого связано как раз с увеличением торговли между Азией и Западным полушарием. Кроме того, Китай больше других стран инвестирует в Латинскую Америку и является самым крупным торговым партнером региона", - цитирует Deutsche Welle главу Института исследования Латинской Америки при Католическом университете в Айхштэтт-Ингольштадте Карла Дитера Хоффмана.
Согласно плану, строительство канала будет полностью оплачено частными инвесторами. "HKND - частная компания. Наша штаб-квартира находится в Гонконге, откуда нам легче занимать деньги из Парижа, Нью-Йорка и Лондона. Но правительственного участия в этом строительстве не будет - ни китайского, ни какого бы то ни было еще. Как только власти войдут в этот проект, частные инвесторы сразу улетучатся", - рассказал The Nicaragua Dispatch пресс-секретарь HKND Рональд Маклин-Абароа. По его словам, проект пока полностью финансируется Ван Цзином, который "уже вложил в него десятки миллионов долларов".
По подсчетам FT, только исследование целесообразности проекта обойдется в 900 млн долл. Оно будет закончено в 2014 г. Представитель HKND считает, что недостатка в инвесторах не будет: "Сейчас в Китае есть сотни миллиардеров. Поэтому в этой части света на данном этапе проекта получить деньги проще, чем в Европе или США". Маклин-Абароа также не исключает, что HKND, которая пока полностью контролируется Ван Цзином, станет публичной компанией: "Я знаю, что Ван планирует провести IPO своей телефонной компании (Xinwei), так что, возможно, он захочет сделать то же самое и в отношении Никарагуанского канала".
Сам Ван намерен оставить себе как минимум 5% HKND, при этом принимая участие в операционной деятельности. Пока в списке потенциальных партнеров значится только China Railway Construction, однако их число увеличится, с учетом того что HKND получила право не только на проведение канала, но и на строительство нефтепровода, двух портов, железной дороги и двух аэропортов.
Однако существуют и сомнения в рентабельности канала, так как ежегодная прибыль Панамского канала составляет лишь 1 млрд долл. При этом последний завершает свою модернизацию, которая увеличит его пропускную способность в два раза. Тем не менее Ван подчеркивает, что Никарагуанский канал сможет пропускать суда грузоподъемностью 400 т, тогда как через Панамский даже после модернизации смогут проходить танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. т. Ван рассчитывает построить дублер за шесть лет, при этом, как только тот заработает на полную мощь, его годовая выручка составит 5,5 млрд долл.