ua en ru

Эксперты нефтегазовой отрасли выступили против монополизации рынка газа в Украине

Эксперты отрасли негативно оценивают действия правительства в нефтегазовой сфере, в частности намерения закрепить ренту за недропользование на уровне 55% и постановление Кабинета министров № 647, которое запрещает промышленным предприятиям покупать газ у частных газодобытчиков и предписывает покупку исключительно у НАК "Нафтогаз Украины".

"Меры по ручному регулированию рынка могут помочь НАК "Нафтогаз" только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной - это недопустимо, и любые попытки ограничить свободную работу рынка не приведут ни к чему хорошему. В принципе, правительство должно действовать в рамках договоренностей с ЕС. Третий энергопакет, в частности, запрещает любые попытки ограничить доступ к свободному рынку", - заявил руководитель энергетических и инфраструктурных проектов Всемирного банка Дмитрий Глазков.

По мнению экс-главы НАК "Нафтогаз Украины" Вадима Копылова, при нынешнем уровне ренты рост добычи украинского газа невозможен. " Мы снова пилим сук, на котором сидим. Говорим, что у нас не хватает средств, чтобы платить пенсии и делаем все для того, чтобы зарплаты ушли в тень еще сильнее. То же самое можно сказать и об энергетике. Сейчас для нас вопрос номер один - это энергетическая независимость, а значит, увеличение собственной добычи. Для этого необходимы немалые средства и вместо того, чтобы поддерживать инвесторов, у них пытаются забрать через налоги средства, которые могли бы пойти как раз на расширение добычи", - сообщил он.

По словам Копылова, альтернативы этим инвестициям сейчас нет и если сейчас инвесторы уйдут, не согласившись платить такую ренту, уровень добычи газа начнет неизбежно сокращаться. "Все должно быть наоборот: поддержка инвесторов, рост инвестиций, и как следствие рост добычи. Тем более, что в современном развитии науки правильно вложенные деньги способны дать хороший результат. Например, нужно развивать сейсмические исследования, подготовку к бурению, чтобы наконец отойти от коэффициента в 0,5, при котором каждая вторая скважина оказывается пустая. В Украине вполне может быть коэффициент в 0,8 и исследования, которые могут его обеспечить, обойдутся значительно дешевле, чем бурение пустых скважин. Но мы довели "Нафтогаз" до того, что он стал глубоко убыточным, а сейчас еще отталкиваем от отрасли частных инвесторов", - уверен Копылов.

Его мнение поддерживает и экс-глава Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин. "Одним из вопросов, который обсуждался во время посещения Киева миссией МВФ, было налогообложение недр. Вопрос, который стал особо актуальным для добывающих компаний после июльского повышения ренты на недропользование. Можно сказать, что повысив ренту, правительство сделало бессмысленным часть бизнеса, но при этом не использовало вполне возможность поднять ренту для других. Это я имею в виду ГОКи, которым можно было бы еще поднять, потому что рента на добычу руды у нас и в польской Силезии, например, отличается в восемь раз. Если же говорить о ренте на нефть и газ, то ее установили в таких размерах, что теоретически заниматься этим бизнесом теперь не нужно - дохода нет. Если бы такое случилось в Европе, часть компании просто бы закрылась", - заявил Терехин.

По мнению Терехина, чтобы точно и понятно сказать, какой же именно должна быть рента, можно просто обратиться к опыту той же Германии или Польши. Там принцип начисления ренты простой - из доходов компании вычитаются себестоимость добычи, амортизационные расходы и некая установленная прибыль. Остальное - рента. То есть, если цена продажи в какой-то момент упадет, упадет и рента. "И это справедливо: недра принадлежат народу, поэтому он должен получать прибыль от их использования. Но надо чтобы и бизнесу было выгодно их разрабатывать, чтобы он не делал это себе в ущерб. Таким образом, кстати, можно было бы решить вопрос установления единой цены: сравнять цену импорта и внутренней добычи, а субсидии населению выплачивать за счет ренты", - уверен Терехин.