ua en ru

Есть два способа быстрого экономического роста - это наращивание экспорта и строительный бум, - Фишер

В рамках весенней сессии Международного валютного фонда (МВФ)было утверждено усложнение налогового, финансового и экономического регулирования. Об этом сообщает "Коммерсант-Украина".

В ходе конференции-семинара, собранного главным экономистом МВФ Оливье Бланшаром, а также экономистами Джорджем Акерлофом, Дэвидом Ромером (Университет Калифорнии) и Джозефом Стиглицем (Колумбийский университет), 16-17 апреля наиболее известные в мире представители преимущественно неокейнсианской школы обсуждали перспективы изменения подходов к макроэкономическому регулированию в мире.

Наиболее обсуждаемыми стали примеры центробанков, проводивших с 2009 г. в той или иной степени успешную политику, отличающуюся от подходов ФРС США и Европейского центрального банка - в первую очередь Банка Кореи, Банка Израиля, Банка Англии (в 2009-2012 гг.) и шведского Риксбанка. Глава ЦБ Израиля Стэнли Фишер и Банка Кореи Чунгсу Ким презентовали опыт введения "макропруденциального надзора" в своих организациях, в том числе - опыт консолидации финансового надзора и создания госструктур, ответственных за стабильность нефинансового сектора. Стэнли Фишер лапидарно описал процесс наблюдения за "системным риском": "Есть два способа быстрого экономического роста - это наращивание экспорта и строительный бум", и именно на них, по мнению главы ЦБ Израиля, должны иметь влияние центробанки, независимость которых вполне разумно сокращать. Кунгсу Ким также подтвердил, что Банк Кореи включился в предотвращение "пузыря недвижимости". Еще определеннее по поводу перспектив макропруденциального надзора высказалась Хелен Рей из Лондонской бизнес-школы: "Неважно, есть пузырь или нет,- важно, насколько реалистично влиять на цены активов на банковских балансах".

Большая часть докладчиков на реальность снижения независимости центробанков и консолидации налоговой, денежной и экономической политики в рамках госструктур смотрела скорее пессимистично. Так, министр финансов Швеции Андерс Борг заявил о "непредсказуемости" налоговых решений, а господин Фишер пояснил, что попытка расширения мандата ЦБ в Израиле предпринималась, но столкнулась с политическими сложностями: "От центробанка обычно требуется только управление курсом и ликвидностью". При этом и глава ЦБ Израиля, и Хелен Рей полагают, что современная ситуация требует от финансовых властей не только контроля за кредитованием банков, но и прямого влияния на крупных корпоративных заемщиков вне госсектора (напомним, в России в 2008-2009 гг. тема обсуждалась в применении к госкомпаниям) и на внешние притоки капитала. На семинаре обсуждался "смешанный" эффект от введения Бразилией налогов на притоки капитала, которые министр финансов Бразилии Марсио Холанд де Брито охарактеризовал так: "Мы не против либерализации движения капитала. Мы против агрессивного и целенаправленного притока ликвидности!".

Определенный консенсус на конференции сложился в отношении выбора между плавающим и фиксированным курсом национальной валюты: большинство представителей школы настаивают на том, что фиксированный курс (peg) и вхождение в валютные союзы (речь шла преимущественно о зоне евро) связаны с большими издержками, чем приобретениями. Джей Шамбо из университета Джорджа Вашингтона в своем докладе продемонстрировал преимущества выхода из кризиса стран ЕС вне зоны евро (Польша, Швеция), заявив о необходимости специальных мер противостояния "ассиметричным шокам" в банковской системе (создание "абсорберов шоков" и "фискальных стабилизаторов" на уровне законодательства) и важности определения "правильной цены вхождения в валютные союзы". Мартин Вольф, экономический редактор Financial Times, отверг идею зоны евро как теоретически ошибочную, пояснив: "Валютные союзы превращают краткосрочные валютные кризисы в долгосрочные".