ua en ru

Аналитика протестов религиозных организаций за последнее время

Преподавание христианской этики в школах, перевод земель и зданий в частную собственность церквей, поддержка религиозных праздников на государственном уровне, легитимация религиозными догмами неровностей, классовой, гендерной... Нет, это не Западная Европа в период Средневековья, это Украина сегодня. Хотя законодательством и постулируются такие ценности, как свобода вероисповедания, но на практике происходит навязывание одной религии. Почему происходит соединение религиозной и политической сфер? Какие последствия это может иметь? Источник: Хвиля

Алена Ляшева, аналитик Центра исследования общества, для "Хвилі"

Преподавание христианской этики в школах, перевод земель и зданий в частную собственность церквей, поддержка религиозных праздников на государственном уровне, легитимация религиозными догмами неровностей, классовой, гендерной... Нет, это не Западная Европа в период Средневековья, это Украина сегодня. Хотя законодательством и постулируются такие ценности, как свобода вероисповедания, но на практике происходит навязывание одной религии. Почему происходит соединение религиозной и политической сфер? Какие последствия это может иметь?

Религия играет в жизни украинского населения важную роль. Об этом свидетельствуют данные 2010 сравнительного социологического исследования European Social Survey, которое каждые два года проводится в странах Европы. В 2010 году исследование охватило 26 стран Европы. Среди многих вопросов респондентам был задан следующий: "На сколько религиозным человеком вы себя считаете?". 34,1 % оценили свою религиозность от 0 до 4 баллов по шкале от 0 до 10 . 22,5 % высказали свою нейтральную позицию, а 43,3 % дали оценку от 6 до 10 . Более религиозными, чем Украина является 9 стран Европы , среди них - Израиль ( 46,8 % респондентов назвали себя более или менее религиозными), Нидерланды (48,8 %), Словакия ( 59,6 %), Польша ( 62%) и Кипр (76,5 %). Менее религиозными за граждан Украины есть, например , граждане Российской Федерации ( 37,3 % ) и Болгарии (30,3 %).

В Украине конкуренцию церкви по уровню доверия могут составить только СМИ: в сентябре 2012 году компанией TNS было проведено исследование населения Украины в возрасте от 16 до 75 лет о доверии населения к различным социальным институтам. На основе опроса был рассчитан индекс, варьируется от -2,0, что означает 100 % недоверие, до +2,0 , что означает 100 % доверие . Церковь стала лидером , получив индекс +0,76. СМИ получили небольшой, но также положительный индекс - +0,18. Политические и государственные институты плетутся далеко позади: Верховной Раде больше не доверяют, чем доверяют, ее индекс составил -0,12 , хуже ситуация в милиции ( -0,89 ) и Президента (-0,74). Видим , что политические институты являются менее влиятельнее религиозные организации и СМИ. Поэтому для завоевания электората им необходимы авторитетные партнеры, которых они находят в лице религиозных деятелей и известных журналистов.

Казалось бы манипуляции общественным сознанием ограничиваются тем, что Президент награждает патриарха Кирилла орденом Ярослава Мудрого и молится вместе с патриархом Филаретом, но это не так. Переплетение религии и политики в украинском обществе намного более разноплановым, это, в частности, можно увидеть проанализировав протестную деятельность, касающуюся церквей , воспользовавшись данным мониторинга протестов, репрессий и уступок Центра исследования общества. Религиозные организации нередко выдвигают политические требования и продвигают идеологизированный повестку дня, а политические организации привлекаются к религиозным конфликтам.

График 1

Graf1


В 2012 произошло не менее 89 протестов, каким-то образом касающихся религиозных организаций. Из них 61 был организован или поддержан религиозной структурой, это составляет 1,7 % от общего количества протестов за 2012 год. Для организаций неполитического направления - это не так мало. Знаковым является то, что по сравнению с предыдущим 2011 годом (42) их количество увеличилось примерно в два раза. В начале 2013 внимание к религиозным вопросам начала якобы спадать, с января по май такого типа протестов произошло 22.

Хотя в конце июля протестная деятельность активизировалась вокруг празднования Крещения Руси. Состоялось как минимум три акции. ВО "Свобода" критиковала Патриарха Кирилла и Владимира Путина с лозунгом "Украинское православие против московского мракобесия". Автономный союз трудящихся пытался провести акцию с антиклерикальными требованиями, но активистов остановили. Хотя обе акции формально были несанкционированные, но на акцию ВО "Свобода" правоохранители внимания не обратили . Кроме них , возмущены цензурой художники устроили перформанс на выставке "Большое и величественное".

Какие религиозные организации проявляют активность?

За 2012 год был зафиксирован 61 протест, который организовывали или в котором принимали участие религиозные организации. Самыми активными оказались представители Украинской православной церкви Московского патриархата - 8 акций, Украинской православной церкви Киевского патриархата - также 8 и Украинская греко - католическая церковь - 6 акций протеста. Также протестовали исламские религиозные общины , в частности мусульманские общины " Давет " и " Шарк" , поддерживая акции политической партии "Хизб ут - тахрир", их требования касались международных вопросов. Протестантские общины выступали самостоятельно , без политических партий , в большинстве случаев они критиковали гомосексуальность и гендерное равенство . Особенно активно проявляла себя самопровозглашенная Украинская православная греко - католическая церковь (УП ГКЦ ) , так называемая секта Догнала , что пикетировали церкви , областной совет и газету. Их конфликтность дошло до того , что священник - лидер этой организации избил журналистку, разоблачала его деятельность .

За первые пять месяцев 2013 произошло не менее 17 протестов , и опять же активными религиозными организациями в протестной деятельности стали УПЦ КП и УГКЦ ; УПЦ МП не отличилась активностью. Кроме этого , гей - парад спровоцировал ряд акцийризноманитних протестантских общин против ЛГБТ .

Какие требования предъявляют религиозные организации?

Требования протестов - самые разнообразные. Ниже приведены наиболее часто темы акций , в которые были вовлечены религиозные организации . В перечень за 2012 год включены темы , которые поднимались более чем 2 раза, а по 2013 - более чем 1 раз.

графики 2,3

Graf2

Graf3

Как видим , с консервативными требованиями , то есть против сексуальных меньшинств , абортов и равенства женщин и мужчин , религиозные организации выходят чаще , чем с борьбой за свои права или вопросами, которые непосредственно касаются религии . Протесты со стороны религиозных организаций против ЛГБТ в 2012 году были в большой степени спровоцированы дискуссиями вокруг гей - парада , но в 2013 году они не прекратились. Ненависть к гомосексуальности , равенства между женщинами и мужчинами и абортов - это не просто еще одни из перечня христианских догм . Это поддержка проекта государства , образованного вокруг одного правильного нации , в которой исповедуется один правильный религия, и легитимирует эту власть.

В защите своих религиозных прав церкви чаще оспаривали законопроекты о всеобщем введения идентификационных номеров и биометрических паспортов. Что характерно, в этом вопросе их поддерживали никакие политические силы . Среди других случаев отстаивания религиозных прав были конфликты между различными конфессиями и защиту "своей" собственности.

Кроме этого , и языковой вопрос оказывается достаточно актуальным для религиозных организаций . Этот вопрос сложно привязать к чисто религиозных , оно является прежде политическим. Молитвипредставникив УПЦ КП и УГКЦ вместе с оппозиционными партиями за украинский язык является не молитвами , а сотрудничеством между политическими партиями правого толка и религиозными организациями, будет продолжаться в случае перехода оппозиции во власть. Государство и церковь продолжать сливаться , проводя "гонения" на всех , кто не подпадает под их критерии.

За что критикуют религиозные организации?

Причиной около половины акций направленных против религиозных организаций стала застройка городского пространства. Практика застройки храмами и часовенками зеленых зон, детских площадок становится все более распространенной. Местным жителям часто приходится прибегать к методам прямого действия и - ломание заборов и установка палаточных лагерей , как это происходило в Донецке при попытке построить в парке церковь УПЦ МП, финансировалась богатым бизнесменом. Какие легальные попытки противостоять этому зачастую чаще недееспособны. В случае принятия проекта закона о внесении изменений в статью 265 Налогового кодекса Украины (относительно объектов жилой недвижимости религиозных организаций) № 2895 от 19.04.2013 и Проекта Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно создания условий для возвращения культовых сооружений религиозным общинам) № 2993 от 14.05.2013 религиозные организации смогут не просто иметь льготы по налогу на недвижимое имущество, которые они имеют сейчас, а вообще его не платить, а также получать в частную собственность памятники искусства. Лучших условий для ведения бизнеса и представить сложно. К сожалению, почти все выступления против церковных застроек критикуют не организована религию как таковую, не расширение сотрудничества государства и церкви, а лишь конкретных ее представителей. Следствием таких протестов в лучшем случае станут решения отдельных проблем, а не преодоление обскурантизма.

Почему конфессии конфликтуют между собой?

Отдельного внимания требуют конфликты между различными религиозным организациями , так как их количество за последние полгода выросла . Что характерно , в большинстве случаев они происходят не из-за разных взглядов на духовные практики или священные тексты , а через собственность на недвижимость. Здесь первенство занимают те же УПЦ МП и УПЦ КП. Наиболее знаковыми за последние полтора года были следующие события:

Противостояние между Киевским и Московским патриархатом за храм в Новоархангельске, в котором УПЦ КП активно поддерживали "Свобода" и "УДАР". "Боевые бригады" этих партий захватили храм и напали на священников , мотивируя тем , что " освобождают" его.

Молитва православных и русских националистов против установления Меноры в Одессе , за которой последовал ее демонтаж. В ходе акции звучали публичные оскорбления в сторону иудеев.

Во многом конфликты в религиозном поле видборажають противостояния политических сил. Действующая власть поддерживает УПЦ МП , хотя и не конфликтует с УПЦ КП и УГКЦ . За это ее критикует оппозиция, сама не хочет помощи религии . Активно ввьязуеться в религиозные противостояния ВО "Свобода", поддерживая УПЦ КП и УГКЦ . Но и другие политические партии, борются за власть, не раз в религиозных конфликтах занимали именно сторону УПЦ КП и УГКЦ: в частности , УДАР и Народный Рух Украины . Наличие таких двух "лагерей " не предвещает ничего хорошего, а изменение одного на другой не прекратит слияние государства с религией , а вызовет обратную волну наступления на УПЦ МП и других "неправоверными".

Чем грозит такое положение вещей?

Активность религиозных организаций обусловлена, во-первых, их стремлением распространять свое влияние, а, во-вторых, выгодностью сотрудничества с политическими силами. Мобилизируя массы, церкви стараются быть активными в публичном пространстве. Для обоих ведущих конфессий, УПЦ МП и УПЦ КП , это крайне важно, потому что в стране , где большинство "просто православные " и не видят большой разницы между этими конфессиями, привлечь верующих к себе сложно. Такую возможность дают СМИ и привлечения к религиозным движениям тех объединений , занимающихся социальными проблемами.

Но, кроме этого, выход из религиозной сферы и пересечение политической границы открывает новые возможности. В своей деятельности церкви совсем не стесняются сотрудничества с политическими организациями, даже с радикальными правыми силами. Ведь политики создают все условия для религиозного бизнеса, в частности, передают недвижимость в собственность церквей. Проводя протестную деятельность, в своих требованиях религиозные организации выступают за возвращение , а точнее углубление консервативных ценностей, что на самом деле ограничивает многие права человека - например, право решать, что делать со своим телом.

С другой стороны, политические структуры, поддерживая религиозные организации пытаются получить благосклонность населения, так сказать, "омыть свои грехи". И такие манипуляции на религиозных чувствах довольно успешны. Сейчас среди представленных в парламенте партий ни одна не занимает активную позицию относительно разделения государства и церкви.

Изображение : president.gov.ua