ua en ru

"ОАК-Антонов" могут передать производственные активы авиастроительных предприятий России и Украины

Российско-украинский авиастроительному предприятию "ОАК-Антонов" могут передать производственные активы авиастроительных предприятий России и Украины. Об этом пишет издание "Коммерсант-Украина".

В минувшую пятницу президент ГАК "Антонов" Дмитрий Кива и глава ОАК Михаил Погосян провели в Киеве переговоры об изменении формата совместного предприятия "ОАК-Антонов". Первоначально предполагалось, что компания будет заниматься лишь вопросами маркетинга и послепродажного обслуживания самолетов Ан-148, Ан-70 и Ан-124, а также работой над интеграцией авиапромышленных комплексов Украины и России. Но теперь обсуждается расширение функций СП, утверждают источники издания, знакомые с ходом переговоров. По их данным, ему могут передать производственные активы авиастроительных предприятий России и Украины.
"Российская сторона считает, что принципы сотрудничества Украины и России по авиационным проектам необходимо пересмотреть, так как центральный проект сторон - пассажирский региональный самолет Ан-148 - глубоко убыточен",- отмечает один из собеседников издания. "Себестоимость Ан-148 составляет 35 млн долл., а заказчикам самолет передается по цене на 10 млн долл. ниже. В итоге ВАСО, выпускающее самолет, является убыточным",- объясняет источник изданию. Но по Ан-148 заключены крупные контракты (в том числе с минобороны РФ), готовится подписание соглашения с администрацией президента РФ и коммерческими авиакомпаниями. "Сейчас необходимо найти компромисс с Украиной и продолжить производство этих самолетов",- говорит собеседник изданию.
Чтобы сделать проект рентабельным, Михаил Погосян предлагает передать в "ОАК-Антонов" реальные активы и оптимизировать производственные процессы, сократив их стоимость, говорят источники изданию. "Российская сторона могла бы вывести из корпорации "Иркут" в ОАК-Антонов" проект Ан-148, то есть цеха ВАСО, задействованные для строительства этого самолета",- поясняет источник в минпромторге РФ. Украина же, по его словам, может передать в СП интеллектуальную собственность на самолеты "Антонов" и производственные мощности на заводе в Киеве. Источник в ОАК добавляет, что СП может получить и часть мощностей ульяновского "Авиастара", который имеет лицензию "Антонова" на выпуск и ремонт Ан-124.
Официальные представители ОАК вчера воздержались от комментариев. Заместитель генерального конструктора "Антонова" Александр Кива заявил изданию, что украинская компания "готова к обсуждению всех вариантов; главное, чтобы проекты 'Антонова' успешно развивались". А глава "Антонова" Д.Кива не смог дать комментарий, так как находился в командировке в Москве. В минпромторге РФ предложенный вариант СП назвали наиболее предпочтительным: вероятнее всего, он будет рассмотрен на заседании межправительственного комитета 27 мая. Регистрация СП должна завершиться до конца недели, сообщили изданию источники в ОАК.
Глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен, что выделение производства самолетов "Антонов" в "ОАК-Антонов" может сделать его прибыльным, но при условии дополнительных субсидий из госбюджета РФ. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко также одобряет идею внесения в СП реальных активов, отмечая, что наделять его лишь административными функциями не имело смысла.
Но юридически оформить такое СП сейчас невозможно. Партнер юрфирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко напоминает, что на балансе "Антонова" нет производственных активов - все они находятся у одноименной госкомпании. Но и последняя сможет передавать активы и права интеллектуальной собственности только в случае корпоратизации "Антонова", создания холдинговой компании и ее приватизации, на что может уйти не один год. "Единственный путь развития украинского авиапрома - это сотрудничество с Россией. Но не стоит думать, что нынешний вариант, предлагаемый российской стороной, нам выгоден. Сама ОАК - убыточное предприятие",- отмечает Р.Марченко. Окончательный вариант СП, считает он,- вопрос больших политических и экономических решений со стороны президентов двух стран.