Коррупция при госзакупках: в карманы чиновников уходят миллиарды бюджетных денег
О том, что на покупке товаров или услуг за казенные деньги чиновники берут откаты и завышают цены покупки, известно хорошо.
Cкандалы на этой почве случаются во всем мире, в том числе и в странах с куда более низким уровнем коррупции, чем в Украине. Ведь при распределении миллиардов бюджетных средств даже у самого честного чиновника в самом некоррумпированном государстве может дрогнуть рука.
Однако весь вопрос в объемах воровства - в развитых странах стараются свести возможные злоупотребления к минимуму. Для этого придумывают сложные тендерные процедуры, организуют контроль за действиями чиновников, а попавшихся на воровстве строго наказывают. Им грозит большой тюремный срок, а тем начальникам, которые их покрывали‚ - конец политической карьеры.
У нас в стране «освоение» бюджетных средств, а также средств госкомпаний является одним из самых прибыльных видов бизнеса. А иногда - и главным смыслом нахождения того или иного чиновника на своем посту.
С приходом Виктора Януковича к власти среди чиновников прошел слух, что начальство приказало накручивать на госзакупках не более 10% (при «оранжевых» суммы доходили в среднем до 35-40%). И действительно, вести с полей говорят, что чиновничий люд несколько умерил свои «откатные» аппетиты.
Но, прямо скажем, не столь существенно, как хотелось бы. Не до 10%. Есть, правда, однозначная перемена к лучшему - теперь вся информация о госзакупках становится достоянием гласности и чиновникам при каждой госзакупке основательно перемывают косточки.
Кроме того, принятый еще в прошлом году закон о госзакупках усложнил жизнь откатчикам, введя контроль Антимонопольного комитета за спорными ситуациями. Однако все эти положительные сдвиги нивелируются использованием практики закупок у одного участника (то есть, без тендера).
При этом в ближайшее время ситуация может серьезно ухудшиться, если вступят в силу принятые Верховной Радой изменения к Закону «О госзакупках» №7532.
Эксперты говорят о четырех коррупционных рисках и возможности воровства до 30 млрд грн. в год после принятия этого закона.
В первую очередь, этот закон позволяет применять процедуру закупки у одного участника в огромном большинстве случаев для госпредприятий (типа «Укрзализныци» и «Нефтегаза»), ибо формулирует такое право так: в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным выдержать сроки для проведения тендеров. Размытость формулировки, по мнению экспертов, позволяет применять ее чуть ли не всегда.
Во-вторых, новый закон увеличил количество исключений из общей процедуры тендерных закупок с 5 до 20 (например, стало возможным закупать без тендера товары и услуги для проведения официальных мероприятий с высокими чиновниками).
В-третьих, вводят страхование сделок на 10 и больше миллионов гривен. Если еще добавят аккредитованные страховые компании-монополисты по таким сделкам, то далеко не все желающие смогут принять участие в тендере (то есть это будет конкурс «для своих).
В-четвертых, уменьшается открытость информации о тендерах - с 14 позиций, обязательных к опубликованию, осталось 10.
На прошлой неделе появилась информация, что президент этим законом недоволен (по указанным выше причинам) и намерен наложить на него вето. Но даже в таком случае проблемы с госзакупками все равно остаются.