ua en ru

День содержания Януковича стоит два миллиона гривен

Верховная Рада приняла бюджет 2013 года. На содержание Администрации президента предусмотрено 302 млн грн, Верховной Рады - 876 млн, Кабмина - 274 млн. В этом году на финансирование органов власти потратили примерно столько же.

- На самом деле на президента в этом году потратили больше, чем прописано в бюджете. По нашим расчетам, только на закупки для главы государства официально ушло около 600 миллионов бюджетных гривен, - объясняет 44-летний Алексей Шалайский, редактор сайта "Наши деньги", отслеживающий бюджетные расходы. - То есть в итоге президент получает из народной казны около 2 миллионов гривен в день. Когда общаешься с людьми, которые эти деньги тратят, они убеждены, что все делают правильно. Вот, мол, покрытие для крыши - оно же нужно? Нужно. Дорога, чтобы Янукович по-человечески доехал на охоту? Нужна. Но на фоне обнищания страны это шокирует. Они даже не понимают, почему люди возмущаются.

Главная проблема распределения средств для власти - товары и услуги закупают дороже, чем это на самом деле стоит, - продолжает эксперт. - Это стимулирует коррупцию на всех уровнях власти, которые касаются этих денег. Но нам говорят: "Ну, украли они. Но дорога есть, дом есть, беседка есть. Людям, которые распределяют эти средства, надо же на что-то жить".

Реальные средства на свое содержание власти прячет в различных бюджетных строках и статьях, объясняет Шалайский. То есть окончательные суммы в разы большие, чем заявленные в статьях бюджета. Например, отдельным вопросом в бюджете 2012 стояла элитная больница "Феофания". Она обслуживает все органы власти, но проходит по статье "Здравоохранение". На эту больницу ушло 200 млн грн. А строительство беседки в карпатской резиденции президента проходило по приказу министра жилищно-коммунального хозяйства.

- Значит, вследствие распыленности финансирование органов власти по всему бюджету, подсчитать реальные суммы расходов на власть довольно сложно, - говорит Алексей Шалайский. - Оно специально так делается. Чтобы обычный человек не мог ткнуть власть носом в текст бюджета.

Сократить бюджет можно и нужно, ведь украинский президент имеет шесть-семь загородных резиденций, считает Шалайский. Другие главы государств обходятся одной-двумя.

- Главное, чтобы бюджет иначе строился, - говорит. - Люди должны сесть и сказать: мы, например, 100 миллионов. Посоветуемся, что можем на них сделать, чтобы было дешево и качественно. И тогда они и строителей дешевых найдут, и сделают открытые тендеры. Что можно потратить на создание новых предприятий, чтобы заработала экономика. А у нас человек говорит - хочу вертолет. Кто? Друг наш имеет. Купим. Так 95 процентов тендеров выигрывают близкие к власти бизнесмены. Они получают деньги, нанимают третьи фирмы, которые все делают, а разницу забирают себе. Так на ремонтах и ​​строительстве дорог в карманах оседает около половины денег. В других сферах - около 30 процентов. Сейчас вообще приняли закон, по которому тендеры для предприятий не нужны. Могут себе назначать такие суммы, которые сами хотят.

- Бюджет у нас жесткий, - говорит заместитель председателя бюджетного комитета нардеп-"нунсовец" Павел Жебривский, 50 лет. - Но жесткий он для граждан, а не для власти, что, например, продолжает вливать средства в своих любимчиков - силовые структуры.
Содержание органов власти можно было бы сократить на 20%, считает Жебривский.

- Власть должна начинать экономить с себя, - говорит. - Тогда и общество восприняло бы политику затягивания поясов. А высвободившиеся средства направить на приоритеты, которые изменят структуру экономики - наукоемкое производство, энергосберегающие технологии, реформу коммунального хозяйства. Это даст толчок экономике. Иначе, мы не вылезем из постоянного кризиса.