ua en ru

"Невский экспресс" взорвали со второй попытки

Тверской областной суд начал накануне рассмотрение по существу дела о подрыве поезда "Невский экспресс" в 2009 г., жертвами которого стали 28 человек.

Слушания проходили в закрытом режиме, так как в последнем томе содержатся материалы, составляющие гостайну. Тем не менее некоторые подробности слушаний все же удалось узнать.

На скамье подсудимых находятся десять выходцев из Ингушетии: члены нескольких семей Картоевых - два Беслана, Татархан, Мурад, Идрис, Ильяс, Магомед, Тархан, Тимур, а также их земляк Зелимхан Аушев.

Своей вины они не признали, однако их вину доказывают экспертизы, в том числе установившие идентичность микрочастиц взрывчатки на месте теракта и на их одежде.

По данным следствия, непосредственными организаторами подрыва "Невского экспресса" являлись Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский, и Тухан Картоев.

Целью участников бандформирования являлось совершение преступлений, направленных на дестабилизацию обстановки в стране. Она, в свою очередь, была нужна, чтобы при поддержке международных террористических организаций построить на Северном Кавказе самостоятельное государство, основанное на нормах ваххабизма.

В конце августа 2009 г. Тухан Картоев и его сообщник Батыр Толдиев, судьба которого, кстати, до сих пор не известна, приобрели в Экажево "ВАЗ-2114" и отправились на нем на разведку в Тверскую область, по которой проходит Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург.

Проведя обследование местности, бандиты решили, что для минирования больше всего подходит 284-й км железной дороги - перегон между станциями Алешинка и Угловка.

Примерно через две недели молодые люди, которые сейчас находятся на скамье подсудимых, изготовили в Экажево бомбу на основе гексагеносодержащего взрывчатого вещества промышленного производства.

Устройство они спрятали в бензобак "ВАЗ-2114" и направились на выбранное место. Но совершить задуманное им не удалось: бензин разъел пленку и испортил взрывчатку.

Однако бандиты решили довести дело до конца и 22 ноября того же года они снова направились в Тверскую область.

На этот раз террористы взяли с собой уже две бомбы: гексагеновую и сделанную на основе двух гранат ВОГ-17 для подствольного гранатомета.

Оба устройства они спрятали в тайниках, оборудованных в кузове "Жигулей". Чтобы не рисковать, преступники поехали не через Северную Осетию, где тщательно досматривают машины из Ингушетии, а через соседнюю Кабардино-Балкарию.

Заминировав полотно и установив вторую бомбу неподалеку, под опорой ЛЭП, террористы вернулись в Экажево. Кто осуществлял последующие подрывы, следствие пока ответить не может.

Двадцать седьмого ноября 2009 г. в 21:25 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги на перегоне Алешинка - Угловка сработала первая бомба, из-за взрыва которой с рельсов сошли два последних вагона пассажирского поезда №166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Петербург.

Жертвами катастрофы стали 28 человек, еще 90 были ранены.

На следующий день, когда на место происшествия прибыл председатель следственного комитета России Александр Бастрыкин, сопровождавшие его чиновники СК и охранники, сработало второе устройство, состоявшее из гранат.

Ранения получили шесть человек, в том числе и Бастрыкин.

Эксперты установили, что эта бомба была взорвана с помощью звонка на соединенный с ее детонатором мобильный телефон.

Сам же "Невский экспресс" подорвали по более сложной схеме: звонок на телефон ставил взрывное устройство на боевой взвод, а срабатывало оно при наезде колеса поезда на датчик.

Специалисты выяснили, что звонки на эти телефоны были сделаны из Чечни. Вероятно, их осуществлял Тухан Картоев, который, как сообщил один из фигурантов дела, за день до теракта уехал в эту республику.

Однако установить, он сделал звонки или кто-то другой, не удалось, так как 2 марта 2010 г. Тухан Картоев и Александр Тихомиров были уничтожены спецназом ФСБ.

Тогда же задержали и находящихся сейчас на скамье подсудимых. В их домах было найдено оружие и компоненты взрывных устройств.