Ученые обнаружили в атмосфере молекулы, которые смогут охладить Землю

Автор: RBC.UA
Исследователи из университетов Манчестера и Бристоля, а также американского научного объединения Sandia National Laboratories на этой неделе сообщили об обнаружении в атмосфере Земли молекул, способных при особых условиях создавать охлаждающий эффект.

Исследователи из университетов Манчестера и Бристоля, а также американского научного объединения Sandia National Laboratories на этой неделе сообщили об обнаружении в атмосфере Земли молекул, способных при особых условиях создавать охлаждающий эффект, сообщает радио "Свобода" со ссылкой на Reuters.

Особенность бирадикалов Кригее (так назвали обнаруженные молекулы - по имени немецкого химика, который предсказал их существование более полувека назад) заключается в том, что они могут превращать загрязнители окружающей среды, например, диоксид азота или сернистый газ, в соединения, которые способствуют формированию облачности, способной защищать нашу планету от чрезмерных солнечных лучей.

Бирадикалы Кригее обнаружили с помощью источника света, в 100 миллионов раз более мощного Солнца. «Выяснилось, что эти бирадикалы могут окислять сернистый газ, который затем превращается в серную кислоту, известную, в частности, своим охлаждающим эффектом», - рассказывает один из авторов исследования Карл Персивал из Университета Манчестера.

По его словам, сейчас важно определить концентрацию молекул, привлечение которой будет способствовать достижению ощутимого эффекта, а также проверить безопасность этого химического процесса, поскольку именно окисление сернистого газа теоретически может привести и к образованию кислотных дождей.

Вместе с тем, Персивал приводит и противоположный пример: извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах 20 лет назад, когда исследователи зафиксировали мглу из серной кислоты. Это уменьшило количество света, что попадало на Землю, на 10%, и за 2 года средняя температура на всей планете стала ниже на полградуса.

Бирадикалы Кригее чаще встречаются в алкенах- химических соединениях, которые выделяют, в частности, и растения. Поэтому процесс, который описывают в своей работе британские и американские ученые, является естественным. По мнению Карла Персиваля, наибольшую пользу от такого химического взаимодействия почувствуют местности, где есть значительная концентрация как алкенов, так и загрязнителей - там бирадикалы из алкенов будут иметь с чем реагировать. «Первое, что приходит в голову, - это Гонконг и Сингапур», - добавляет ученый.